Положение об индивидуальном проекте обучающихся осваивающих ООП СОО

1

в 11 классе).
1.10. Каждый ученик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему
индивидуального проекта.
1.11. В течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный проект по
выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце 10 класса и
завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе.
1.12. Тема, предложенная учеником, согласуется с руководителем проекта.
1.13. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный
руководитель.
1.14. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.15. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих
оценки образовательных достижений обучающегося.
1.16. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению
неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
1.17. Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе в
журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект». Итоговая отметка в аттестат по
дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии с порядком заполнения,
учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
Целью выполнения индивидуального проекта для обучающихся:
Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Целью выполнения индивидуального проекта для педагогов:
Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих
способностей и логического мышления.
Задачами выполнения проекта являются:
Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать
задачи по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать).
Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
Формировать и развивать навыки публичного выступления.
Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Возможные типы работ и формы их представления
Типы проектов: исследовательский, прикладной (практико-ориентированный),
информационный, творческий, социальный, конструкторский, инженерный.
Исследовательский проект напоминает по форме научное исследование. Этот тип
проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление
участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для
широкой аудитории. При этом акцент на теоретическую части проекта не означает отсутствия
практической части. Примером такого проекта может служить проект по истории.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого
начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект
закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или
2

явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу
работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикации в СМИ.
Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению
результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их
авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато
вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Примером
такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д.
Социальный проект предполагают сбор, анализ и представление информации по какойни будь актуальной социально-значимой тематике.
Конструкторский проект — материальный объект, макет, иное конструкторское изделие,
с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
Инженерный проект — проект с инженерно-техническим содержанием. Например,
комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения)
какого- то объекта с описанием и научным обоснованием его применения.
4. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности)
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диск (или другие цифровые
носители).
5. Требования к содержанию, оформлению и защите проекта
5.1. Требования к содержанию индивидуального проекта
Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной
точки зрения) и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе:
титульный лист (приложение 1), оглавление (приложение 2), введение, основную часть,
заключение, список литературы (приложение 3).
Введение включает в себя ряд следующих положений:
• обоснование актуальности выбранной темы;
• формулировка гипотезы (для исследовательского проекта). (Гипотеза — это научное
предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотезу
впоследствии или доказывают, превращая ее в установленный факт, или же опровергают,
переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется
открытой проблемой.);
• постановка цели работы (Цель — это то, что необходимо достигнуть в результате
работы над проектом);
• формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;
• желательно указать методы и методики, которые использовались при разработке
проекта, осветить практическую значимость своей работы;
• указать срок работы над проектом (одни или два года).
3

Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами.
Основная часть проекта состоит их двух разделов.
Первый раздел содержит теоретический материал, а второй — практический
(экспериментальный). Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на
параграфы, а параграфы, в свою очередь, — на пункты.
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел
автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или
опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическую значимость полученных результатов (продукта деятельности).
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается
описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
5.2. Требования к оформлению работы
Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с
соблюдением следующих требований:

работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата A4 (допускается
двусторонняя печать) с полями: левое — 30 мм, верхнее — 20 мм, правое — 15 мм, нижнее —
20 мм;

размер шрифта 14 (Times New Roman);

интервал — полуторный;

нумерация страниц — сквозная, арабскими цифрами;

страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист)
и вторая (оглавление) не нумеруются;

каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен
1,25 см;

в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что
единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;

нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица
2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);

в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо
знаком « - » либо писать «нет», «нет данных».
Общим требованием ко всем работаю является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
5.3. Требования к защите индивидуального проекта
Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным
графиком защиты проектов. На защиту индивидуального проекта выносится:
• папка с содержанием индивидуального проекта (заявление, отзыв руководителя
проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта
(при необходимости)
• продукт проектной деятельности,
• презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите.
5.4. Рекомендуемый план выступления на защите проекта
• Представление (приветствие, представить себя - класс, ФИ, представить
руководителя).
• Тема проекта, сроки работы над проектом.
• Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось
исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на
4

вопрос:
«Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?».
• Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
• Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а то, как
Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?».
• Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем
новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость
полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)?
Продукт надо показать.
• Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли
задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?».
Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить
учителя, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные
педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-x и более 7
человек.
Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает
оценку выполненной работы. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении
учащегося.
6. Этапы и примерные сроки работы над проектом
Срок работы
Этап работы
сентябрь
Подготовительный период. Определение научной (предметной) сферы, темы
проекта (исследования), выбор научного руководителя, определение
сроков проекта.
октябрь
Планирование. Постановка цели и задачи проекта (исследования) l го и 2-гo
года работы. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение
гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание
введения.
октябрьРабота над проектом. Работа с источниками информации
ноябрь
(библиотеки, архивы, интернет).
Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор
информации.
ноябрь
Описание теоретической части проекта (исследования).
декабрь
Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка
результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть
работы.
январь
Описание опытно - экспериментальной части.
январьПолучение и формулировка выводов на основе выполнения задач l-го года
февраль
работы над проектом.
Написание заключения.
Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии
со структурой. Создание оглавления.
март
Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на
проверку.
март - начало Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Подготовка
апреля
к защите, публичному выступлению на конференции. Написание тезисов
выступления, создание презентации.
5

апрель
май
сентябрьоктябрь
ноябрь

Защита промежуточного результата работы над проектом на школьной
конференции.
Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений.
Корректировка задач 2-ro года работы.
Работа над проектом по решению задач, поставленных на 2-й год.

Подготовка проекта и публичной защите. Корректировка текста работы.
Оформление приложений, таблиц, иллюстраций. Написание заключения.
конец ноября, Окончательное оформление работы. Сдача работы научному руководителю
декабрь
на проверку.
январь,
Публичная защита индивидуального проекта. Общая оценка
февраль
проектной
(исследовательской) работы.
7. Система оценивания индивидуального проекта
Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и задач проектной
деятельности на данном этапе образования.
7.1. Индивидуальный проект оценивают последующим критериям:
1.
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование
и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта оцениваются на основе интегрального подхода
(вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе
оценки каждого этапа проектной деятельности по каждому из четырёх названных выше
критериев).
7.2. Оценка отдельных этапов выполнения проекта.
При оценке подготовительного период учитывается:

актуальность я важность темы;

научно-теоретическое и практическое значение;

степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и
совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может
дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной
6

практической деятельности.
При оценке планирование (оформление индивидуальной программы реализации
проекта)
учитывается:

целеполагание, формулировка задач, которые следует решить (цели должны
быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми);

выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

планирование, определение последовательности и сроков работ;
По итогам подготовительного периода, периода планирования выставляется 1
отметка.
При оценке работы над проектом выставляется 3 отметки в ходе выполнения этапа
учитывается:

широта охвата необходимого материала;

глубина аналитической оценки;

самостоятельность и оригинальность решения проблемы;

использование современных технологий;

уровень оформления результатов работ в соответствии с замыслом проекта и целями
исследования (форма работы должна соответствовать содержанию);
При подготовке проекта к итоговой публичной защите этап оценивается 2 отметками оформление материалов к защите, уровень проведения генеральной репетиции
защиты
При оценке публичной защиты индивидуального проекта выставляется 1 отметка.
Оценивается публичная защита. Отметка, полученная на публичной защите проекта, может
повлиять на повышение итоговой оценки или учитываться как равная среди других,
полученных за разработку проекта.
7.3. Выставление итоговой оценки.
При выполнении проекта в течение 10 - 11 классов отметка выставляется в конце каждого
учебного года. Итоговую отметку за выполнение индивидуального проекта на основании
имеющихся выставляет руководитель проекта.
7.4. Критерии оценки защиты проекта
Критерий
Качество доклада

Оценка (в баллах)
доклад зачитывается (3);
доклад пересказывается, но не объяснена суть работы (4);
доклад пересказывается, суть работы объяснена (5).

Качество ответов на
вопросы

нет четкости ответов на большинство вопросов (3);
ответы на большинство вопросов даны (4);
ответы на все вопросы убедительны, аргументированы.

7

Использование
демонстрационного
материала

Оформление
демонстрационного
материала

представленный демонстрационный материал не используется в
докладе (3);
представленный демонстрационный материал используется в
докладе (4);
представленный демонстрационный материал используется в
докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется (5).
представлен плохо оформленный демонстрационный материал (3);
демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии (4);
к оформлению демонстрационного материала претензий нет (5).

Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной
записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев (Приложение 4).
8. Документация
Документом в процедуре разработки индивидуального проекта является Настоящее
Положение.
Документом строгой отчётности по реализации индивидуального проекта является
журнал, страница "Индивидуальный проект”, на которой фиксируются все отметки,
полученные обучающимся в ходе создания работы, и записываются все этапы разработки
проекта.
Документами, оформляющими процедуру разработки, защиты проекта и оформления
всех материалов по нему, являются:

заявление на разработку проекта (Приложение 5),

индивидуальный план/программа разработки проекта
Заявление заполняется в 2-х экземплярах обучающимся совместно с руководителем проекта.
Документы хранятся у автора-разработчика и руководителя проектной работы.
К документам по разработке индивидуального проекта относится также отзыв на
проектную работу руководителя проекта. Названный документ составляется в свободной форме.
9. Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального npoeкma должен.
•
Совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному
проекту;
•
Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
•
Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту;
•
Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов работы (исследования);
•
Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
•
Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
•
Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
•
Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения
сроков реализации плана индивидуального проекта.
Обучающийся должен.
8

 Выбрать тему индивидуального проекта;
 Посещать консультации я занятия по индивидуальному проекту;
 Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального проекта
 Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита проекта).
Обучающийся имеет nраво:
•
На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения индивидуального проекта;
•
Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.
Координатор проектной деятельности должен:
•
давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса;
•
проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и работе
над проектом (при необходимости);
•
обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими материалами;
•
иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов;
•
организовать консультации и оказание методической помощи руководителям
проектов в ходе выполнения работ;
•
организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных проектов,
составить график защиты проектов;
•
обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализации
индивидуальных проектных планов;
•
своевременно размещать и обновлять информацию по проектной деятельности на
стенде;
•
вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по проектной
деятельности.
Координатор проектной деятельности имеет право.
•
контролировать организацию условий, необходимых для проектной деятельности
обучающихся (помещения, доступ к мультимедийной технике, установка программного
обеспечения и т.д.);
•
осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов;
•
осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления
проектов- проектной документации; всех проектных материалов для их сдачи;
•
при необходимости организовать независимую экспертную оценку
содержательного уровня проекта и хода проектного процесса в целом.

9

Приложение 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа п. Ключевая

Проектная работа«Тема»

Выполнил ученик 10 (11) классаФИО
Руководитель ФИО

п. Ключевая
2020

10

Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
1.1.
1.2.
ГJIABA 2.
2.1.
2.2.
2.3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

‘

11

Приложение 3

Образец оформления списка литературы
1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее
поправками от 30 декабря 2008r.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. № 4. - ст. 445.
2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. — М.:
Финансы и статистика, 1997. — 400c.
3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. — М.: Высш. шк., 2002.
— 460c.
4. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. — М.: Юрист, 2001.
— 566c.
5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. — С. 24 -37.
Образец оформления ссылки на Интернет-ресурс
Аверинцев, С.
С.
Поэтика
ранневизантийской
литературы
[Электронный pecypc] / С. С. Аверинцев. — Режим доступа:

14

12

Приложение 4
Содержательное описание каждого критерия
Уровни сформированности навыков
проектной деятельности
Базовый
Повышенный

Критерий

Содержание
критерия

Самостоятельн
ое
приобретение
знаний и
решение
проблем

Способность
поставить проблему и
выбрать способы её
решения, найти и
обработать
информацию,
формулировать
выводы
и/или
обоснование
и
реализацию/апробаци
ю
принятого
решения,
обоснование
и
создание
модели,
прогноза,
модели,
макета,
объекта,
творческого решения
и т. п.

Работа в целом
свидетельствует о
способности
самостоятельно
с
опорой на помощь
руководителя
ставить проблему и
находить пути её
решения;
продемонстрирован
а
способность
приобретать новые
знания
и/или
осваивать
новые
способы действий,
достигать
более
глубокого
понимания
изученного

Умение
раскрыть
содержание работы,
грамотно
и
обоснованно
в
соответствии
с
рассматриваемой
проблемой/темой
использовать
имеющиеся знания и
способы действий.
Регулятивные Умении
действия
самостоятельно
планировать
и
управлять
своей
познавательной
деятельностью
во
времени, использовать
ресурсные

Продемонстрирова
но
понимание
содержания
выполненной
работы. В работе и в
ответах на вопросы
по
содержанию
работы отсутствуют
грубые ошибки

Знание
предмета

Продемонстрирова
ны
навыки
определения темы и
планирования
работы.
Работа доведена до
конца и представлена
комиссии;

Работа
в
целом
свидетельствует
о
способности
самостоятельно
ставить проблему и
находить пути её
решения;
продемонстрировано
свободное владение
логическими
операциями,
навыками
критического
мышления,
умение
самостоятельно
мыслить;
продемонстрирована
способность на этой
основе приобретать
новые знания и/или
осваивать
новые
способы
действий,
достигать
более
глубокого понимания
проблемы
Продемонстрирован
о свободное владение
предметом проектной
деятельности.
Ошибки отсутствуют

Работа
тщательно
спланирована
и
последовательно
реализована,
своевременно
пройдены
все
необходимые
этапы
обсуждения
и
13

возможности
для
достижения
целей,
осуществлять выбор
конструктивных
стратегий в трудных
ситуациях.

Коммуникация Умение ясно изложить
и
оформить
выполненную работу,
представить
её
результаты,
аргументировано
ответить на
вопросы.

некоторые
этапы
выполнялись
под
контролем и при
поддержке
руководителя. При
этом
проявляются
отдельные элементы
самооценки
и
самоконтроля
обучающегося
Продемонстрирова
ны
навыки
оформления
проектной работы и
пояснительной
записки, а также
подготовки простой
презентации. Автор
отвечает на вопросы

представления.
Контроль
и
коррекция
осуществ
лялись
самостоятельно

Тема
ясно
определена
и
пояснена.
Текст/сообщение
хорошо
структурированы.
Все мысли выражены
ясно,
логично,
последовательно,
аргументировано.
Работа/сообщение
вызывает
интерес.
Автор
свободно
отвечает на вопросы

14

Приложение 5
Директору МКОУ СОШ п. Ключевая
Гафурову В.Р.
обучающегося (-ейся) 10 (11) класса

(ФИО)

Заявление на разработку индивидуального проекта
Прошу Вас утвердить выбранный мною для разработки формат индивидуального
учебного проекта.
Тема проекта
Примерное заглавие
Область исследования
Тип проекта
Руководитель проекта
Сроки выполнения проекта

Дата

Подпись

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».