Положение об открытом уроке (занятии).pdf

1

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015
«Об утвержд6ении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом
Муниципального
казенного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы п.Ключевая Нижнесергинского района Свердловской
области.
1.2. Настоящее Положение распространяется на все ступени образования, в которых
предусмотрено проведение открытого урока (открытого занятия).
1.3. Открытый урок (занятие) является формой распространения и пропаганды передового
опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и
воспитательного процессов.
1.4. Целью открытого урока (занятия) является показ передовых форм и методов учебно воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств
обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного
процесса.
1.5. Задачей педагога, демонстрирующего открытый урок (занятие), является оценка
эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных
приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной
работы.
1.6. Для проведения открытого урока (занятия) может использоваться любой тип и вид
учебных занятий по любой форме обучения.
1.7. Основным критерием для оценки эффективности открытого урока (занятия) должны
быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися (воспитанниками)
под руководством педагога.
1.8. Открытые уроки (занятия) для всех педагогов направлены на оказание им помощи в
решении задач по совершенствованию учебно - воспитательного процесса.
2. Планирование открытых уроков
2.1. График проведения открытых уроков (занятий) составляется в начале учебного года
на Методическом объединении.
2.2. При составлении графика проведение открытого урока (занятия) целесообразно
поручать в первую очередь опытным, творчески работающим педагогам. Могут
привлекаться к открытым урокам (занятиям) молодые преподаватели, если у них есть
интересные поиски, педагогические находки.
2.3. При планировании открытых уроков (занятий) определяется конкретная методическая
цель.
2.4. Выбор темы открытого урока (занятия) предоставляется педагогу, который проводит
открытый урок (занятие). Преимущество должно быть отдано сложным темам программы,
которые важны для осуществления метапредметных связей, метапредметного подхода,
развития ключевых компетенций обучающихся, недостаточно освещены в методической
литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.

2

2.5. При планировании открытых уроков (занятий) следует равномерно распределять их
по учебным классам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю
каникул (адаптационные периоды).
2.6. Рекомендуется планировать один открытый урок (занятие) педагогу в течение одного
года, но не ограничивать данными рекомендациями, если педагог проявляет инициативу.
Проводить один открытый урок (занятие) могут два и более педагогов.
2.7. В конце учебного года на Методическом объединении проводится анализ
взаимопосещений уроков и занятий, определяется опыт, который оправдал себя на
практике и может быть использован в следующем учебном году.
3. Требования к открытому занятию
3.1.Воспитательная направленность открытого урока (занятия) должна обеспечивать
единство обучения предмету, воспитания и развития учащихся (воспитанников).
3.2. Научный уровень открытых уроков (занятий) должен отражать научность и точность
фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом
вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.
3.3. Методическая оптимальность занятия должна определить правильность выбранных
педагогических технологий, использования наглядности, ТСО, правильное распределение
времени на структурные элементы занятия.
3.4. Открытый урок (занятия) должен служить иллюстрацией выводов, к которым пришел
педагог в результате педагогического эксперимента, методической работы или на
основании многолетнего опыта.
4. Подготовка открытого урока (занятия)
4.1. Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями
оптимальной методики проведения урока (занятия): анализ содержания учебного
материала, анализ особенностей учащихся (воспитанников) конкретного класса (группы);
выбор форм, методов, средств обучения; краткое описание хода урока (занятия).
4.2. Начинать подготовку рекомендуется с формулировки методической цели открытого
урока (занятия), которая формулируется в соответствии с методической темой педагога.
4.3. В соответствии с методической целью урока (занятия) педагог выбирает такой
учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и
средства, которые составляют основу педагогического мастерства.
4.4. Выбор темы открытого урока (занятия) осуществляется с учетом анализа материала,
на котором педагог сможет лучше показать разработанные им или усовершенствованные
приемы и методы, организацию учебной деятельности обучающихся на разных этапах
урока (занятия).
4.5. При подготовке к открытому уроку (занятию) педагог должен использовать
современную информацию, подобрать материалы из периодической, научно технической и методической литературы, использовать результаты посещения
методических конференций, выставок и т.п.
4.6. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их
применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей и отвечало
требованиям СанПиН.
4.7. Методическое объединение и Методический совет должны оказать необходимую
помощь педагогу в подготовке открытого урока (занятия).

3

5. Методическое обеспечение открытого урока (занятия)
5.1. Педагог составляет методическую разработку открытого урока (занятия).
5.2. Методическая разработка открытого урока (занятия) обсуждается с руководителем
Методического объединения или с Методическим советом не позднее, чем за неделю до
его проведения.
5.3. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной
работой.
5.4. Общая структура методической разработки:
а)вступление (проблема, актуальность проблемы; теоретические сведения о
наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и
методических приёмов, формах изложения учебного материала, применения современных
технических и информационных средств обучения);
б)основная часть (методическое обоснование выбора темы урока (занятия),
методические рекомендации по проведению урока (занятия), конструкт урока,
дидактический материал к уроку, список литературы);
в)заключение (решение проблемных вопросов, которые ставились педагогом);
г)список использованных источников;
д)приложения.
5.5. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после
проведения открытого урока (занятия), чтобы все ценное, что получено в процессе его
проведения, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.
6. Проведение открытого занятия
6.1. За одну неделю до проведения руководитель Методического объединения
информирует педколлектив о проведении открытого урока (занятия).
6.2. Посещают открытый урок (занятие) руководитель Методического объединения,
представитель администрации, педагоги, изъявившие желание, приглашённые (например,
родители).
6.3. В день проведения открытого урока (занятия) зам.директора по УВР по
необходимости вносит изменения в расписание уроков.
6.4. По желанию педагога открытый урок (занятие) может длиться 45 мин.
6.5. Открытый урок (занятие) проводится в деловой обстановке.
6.6. Приглашенные входят в кабинет до звонка, занимают заранее подготовленные места,
выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся (воспитанников) и без помех
наблюдать за действиями педагога и учащихся (воспитанников).
6.7. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход
занятия, не выражать в присутствии учащихся (воспитанников) своего отношения к
работе педагога, ведущего его.
6.8. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить, как педагог достигает
поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения
реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
6.9. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого урока
(занятия)» (см.Приложение).
7. Обсуждение и анализ открытого урока (занятия)
7.1. Обсуждение открытого урока (занятия) проводится в день его проведения.
7.2. Организует обсуждение руководитель Методического объединения.

4

7.3. Цель обсуждения - оценить воспитательную и познавательную роль урока (занятия).
7.4. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
- педагог, проводивший урок (занятие);
- приглашенные педагоги;
- руководитель методического объединения;
- представитель администрации;
- педагог, проводивший урок (занятие).
7.5. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытый урок (занятие).
Он должен четко раскрыть цели учебного процесса, обосновать выбор методов и средств,
качество их применения, сообщить критические заключения по проведению урока
(занятия) и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь
присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им
методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.
7.6. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить
урок (занятие) с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение
поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования
наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить
недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании урока (занятия), дать
рекомендации по совершенствованию системы работы.
7.7. В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель
администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено
присутствующими, дают оценку использованным приемам и методам, отмечают глубину
раскрытия поставленной методической цели и делают вывод о целесообразности
использования представленного опыта.
7.8. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен
мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу
коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.
7.9. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу,
проводившему открытый урок (занятие). Он отмечает, какие замечания принимает, с чем
не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
7.10. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по
принципиальным методическим вопросам.
7.11. На основе анализа и обсуждения открытого урока (занятия) заместитель директора
по УВР составляет справку об итогах посещения.
8. Внедрение результатов открытого урока (занятия)
в педагогическую практику
8.1. Методическая разработка открытого урока (занятия) является воплощением
передового педагогического опыта, поэтому находится в школьной методической
копилке, доступна для использования всем педагогам.
8.2. Методическая копилка содержит все новое, передовое, что рождается в труде
педагогического коллектива, внедряется в практику педагогов.

5

Лист наблюдения и оценки урока

1.Начало урока
2.Повторение и проверка
знаний
3. Теоретический материал:
 научность
 логичность
 систематичность
 последовательность
 доступность
4.Раскрытие темы
5. Отбор материала
6. Организация внимания
учащихся
7. Воспитательная работа
8. Использование ТСО,
наглядности и т.д.
9. Индивидуальный подход
10. Эмоциональность рассказа
11. Педагогический такт
12. Речь
13. Расчёт времени
14. Организация
самостоятельной работы:
а) содержание
б) методика
15. Объективность оценки
16.Домашнее задание:
-до звонка
- инструктаж
17. Предложение и советы
учащимся
18. Мнение учителя,
проводившего урок
Выводы:

3
балла

Требования к работе учащихся.

2
балла

Предмет:

1 балл

3
балла

Класс:

2
балла

Требования к деятельности
учителя.

1 балл

Цель посещения:
ФИО посещающего:
ОО :
Дата:
Тема:
ФИО учителя:
Количество учащихся в классе:
Присутствуют:

1.Внимание учащихся на
различных этапах:
 в начале урока
 в середине урока
 в конце урока
2.Активность учащихся:
 при опросе
 при изучении нового
материала
 при закреплении
3. Интерес к теме
4. Прочность ЗУН
5. Самостоятельность суждений
6.Отношение к учителю
7. Культура труда
8. Речь
9. Вопросы к учителю
10. Самоконтроль
11. Дисциплина
 Готовность к уроку
 Во время урока





Во время Сам.работы
Во время объяснения
Во время дачи дом.
задания
Реакция на звонок

6

Лист наблюдения и оценки занятия
ФИО посещающего:
ФИО педагога:
Возраст воспитанников:

1. Начало занятия
2. Повторение и проверка знаний
3. Теоретический уровень изложения:
а) научность
б) логичность
в) систематичность
г) последовательность
д) доступность
4.
5.
6.
7.

Раскрытие темы
Отбор материала
Организация внимания
Воспитательная сторона занятия

8. Использование ТСО, наглядности
дидактического материала
9. Индивидуальный подход
10. Эмоциональность рассказа
11. Педагогический такт
12. Речь
13. Расчет времени
14. Организация самостоятельной
работы:
а) содержание
б) методика
15. Объективность
16. Домашнее задание (если
необходимо)
17. Предложения и советы
18. Мнение педагога, проводившего
занятие
Выводы:

3 балла

Требования к деятельности
воспитанников

1 балл

Оценка
3 балла

2 балла

Требования к деятельности педагога

1 балл

Оценка

2 балла

Цель посещения:
ОО:
Количество воспитанников:
Тема занятия:

1. Внимание на различных
этапах:
а) в начале
б) в середине
в) в конце
2. Активность при опросе:
а) при изучении
б) при закреплении
3. Интерес к теме
4. Прочность знаний, умений,
навыков
5. Самостоятельность
суждений
6. Отношение к педагогу
7. Культура труда
8. Речь
9. Вопросы к педагогу
10. Самоконтроль
11. Дисциплина:
а) готовность к занятию
б) во время занятия
в) во время
самостоятельной работы
г) во время объяснения
д) во время дачи
домашнего задания

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».