1. Общие положения 1.1Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786; Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»; Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»; Уставом школы»; с целью регламентации деятельности должностных лиц и органов самоуправления по разработке, утверждению и реализации адаптированных рабочих программ учебных предметов обучающихся с ОВЗ. 1.2. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС к минимуму содержания, уровню подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и результату образования по конкретному предмету учебного плана школы. 1.3. Цель адаптированной рабочей программы для обучающихся с ОВЗ — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Задачи программы: 2 - дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (коррекционного курса); - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (коррекционного курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. 1.4. Функции рабочей программы: - нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучащимися с ОВЗ (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. 2. Разработка рабочей программы 2.1.Адаптированная рабочая программа (АРП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 2.2.Адаптированная рабочая программа разрабатывается учителем с учётом федеральных государственных образовательных стандартов по уровням образования и федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. 2.3. Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности: -анализ и подбор содержания; -изменение структуры и временных рамок; -использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.. 2.4. Структура адаптированной рабочей программы учебного предмета единая для всех работающих в данной школе учителей. 3 2.5. Адаптированная рабочая программа учебного предмета является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного предмета на каждый учебный год. 2.6. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся. 3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы 3.1. Структура адаптированной рабочей программы I. Титульный лист II. Пояснительная записка, в которой указывается: нормативно-правовое обоснование составления рабочей программы учебного предмета цели образования с учетом специфики учебного предмета задачи учебного предмета описание места учебного предмета, курса в учебном плане; III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. IV. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий. V. Календарно-тематическое планирование учебного предмета с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и видов учебной деятельности. VI. Коррекционный компонент излагает: коррекционно-развивающие задачи предмета; краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося или обучающихся с ОВЗ с перечнем сформированных умений и навыков, и тех, которые не сформированы на соответствующем уровне; направления коррекционной работы с обучающимися, её приёмы, методы и формы; 3.2. Адаптированная рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных. Интернет-ресурсы. 4. Заключительные положения 4 4.1. Адаптированные рабочие программы находятся в кабинете учителяпредметника. 4.2. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения). Приложение 1 Календарно - тематическое планирование Раздел (кол-во № Элементы Дата часов) урока содержания Тема урока Характеристика деятельности детей 5 Планируемые результаты предметные УУД Приложение 2 Образец титульного листа №1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая Нижнесергинского района Свердловской области СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета протокол №____ от _______2018г. УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Ключевая ___________Л.В. Каргаполова Приказ №__________ от ______________2018 Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» (5 класс) Составитель: Зобнина Надежда Ефимовна учитель начальных классов высшая квалификационная категория 2018г. 6 Образец титульного листа №2 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая Нижнесергинского района Свердловской области СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета протокол №____ от _______2018г. УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Ключевая ___________Л.В. Каргаполова Приказ №__________ от ______________2018 Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» (4 класс) Составитель: Зобнина Надежда Ефимовна учитель начальных классов высшая квалификационная категория 2018г. 7 8