Положение о ШМПК.pdf

Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ШПМПк).
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН
о правах ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии",
Уставом МКОУ СОШ п.Ключевая и регламентирует порядок работы
школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ШПМПк).
1.2. Настоящее Положение определяет цели и задачи, основные
функции ШПМПк, принципы и направления деятельности ШПМПк и
порядок его формирования.
1.3. ШПМПк - является диагностико-консультативным органом,
защищающим интересы детей, испытывающих трудности в обучении,
поведении и общении.
1.4. Общее руководство ШПМПк возлагается на руководителя
образовательного учреждения, который делегирует права руководства
председателю ШПМПк, назначаемому приказом директора.
1.5.
Консилиум
в
своей
деятельности
руководствуется
международными актами в области защиты прав и законных интересов
ребенка, законодательством в сфере образования, здравоохранения, защиты
прав детей.
2. Цели и задачи
2.1. Целью организации консилиума является создание целостной
системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с
трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
2.2. Задачи консилиума:
- проводить первичное, как можно более раннее, социально-психологопедагогическое обследования детей и подростков, выявлять особенности их
развития и поведения, определять адекватные условия их обучения и
воспитания;
- разработать социально-психолого-педагогические рекомендации для
обеспечения
индивидуального,
личностно-ориентированного,
дифференцированного подхода в процессе общего и коррекционного
обучения и воспитания обучающихся;
- оказывать помощь всем участникам образовательных отношений в
вопросах индивидуализации обучения и воспитания детей и подростков с
различными выявленными проблемами развития, общения, поведения;

- определять пути интеграции проблемных детей в социуме и детском
коллективе;
- оказывать помощь в подготовке документации на обучающихся для
представления в ТПМПК для проведения медицинского, психологического
обследования;
- сопровождать обучающихся, прошедших обследования на ТПМПК.
3. Структура и организация деятельности ШПМПк
3.1. ШПМПк создается ежегодно в образовательной организации на
начало учебного года приказом руководителя образовательной организации.
3.2. В состав ШПМПк входят: заместитель директора по учебновоспитательной работе (председатель консилиума), учителя с большим
опытом работы, социальный педагог, учитель-логопед или учительдефектолог, педагог-психолог медицинский работник школы. При
отсутствии специалистов директор школы может привлекать к работе
консилиума на договорной основе специалистов других учреждений.
3.3. Прием детей и подростков на консилиуме осуществляется как по
инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе
педагога класса, в котором находится ребенок. В этом случае должно быть
получено письменное согласие родителей (законных представителей) на
обследование, коррекционную работу и образовательный маршрут.
4. Функции и принципы деятельности психолого-медикопедагогического консилиума
4.1.ШПМПк в образовательной организации призван выполнять
диагностическую, воспитательную, реабилитационную, консультационнометодическую функции.
4.2. Диагностическая функция:
- распознавание причин и характера отклонений в поведении и учении
обучающегося;
- изучение социальной ситуации развития обучающегося, его положения в
коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей обучающегося;
- определение и выделение доминанты нравственного развития
обучающегося.
4.3. Воспитательная функция:
- разработка стратегии педагогического воздействия на обучающихся
«группы риска»;
- интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива,
родителей (законных представителей) и сверстников на обучающегося.
4.4. Реабилитационная функция:
- защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебновоспитательные или семейные условия.
4.5. Консультационно-методическая функция:

- выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей
обучающегося;
- выбор наиболее оптимальных методов обучения, коррекционного
воздействия на конкретного обучающегося;
- повышение статуса ребенка в глазах родителей (законных представителей),
повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для
эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных
возможностей методами семейного воспитания;
- запрещение или предупреждение методов психического и физического
воздействия на ребенка;
- формирование банка диагностических и коррекционных методик, учебнометодического и дидактического комплексов для обучения детей с
особенностями в развитии, банка консультационного материала для
педагогов и родителей (законных представителей), заинтересованных в
обучении, воспитании детей с особенностями в развитии.
4.6. ШПМПк реализует свои основные функции, руководствуясь
следующими принципами:
- приоритет педагогических задач;
- этическая позиция участников консилиума: постановка диагноза не должна
наносить морального ущерба личности ребенка, снижать его самооценку,
усугублять разногласия с родителями (законными представителями),
сверстниками, педагогами;
- соблюдение тайны психолого-педагогического диагноза.
5. Порядок подготовки и проведения ШПМПк
5.1Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
5.2 Плановые консилиумы проводятся один раз в четверть. Деятельность
планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
5.3 Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения
детей:
•
Выработка согласованных решений по определению образовательного
коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
•
Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее
намеченной программы;
•
Решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер
по выявленным обстоятельствам;
•
Изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы
в случае ее неэффективности.
5.4. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы
ребенку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее
обучение и внеурочную коррекционную работу, назначается ведущий
специалист.
5.5. Решением консилиума ведущим специалистом назначается в первую
очередь педагог класса, но может быть назначен любой другой специалист,

проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную
коррекционную работу.
5.6. В функциональные обязанности ведущего специалиста входит
коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание
проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных
мероприятий другими специалистами, право решающего голоса при
определении
образовательного
маршрута,
проведении
повторных
консилиумов.
5.7. При выявлении новых обстоятельств или кардинальных изменений в
состоянии ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы или иных
случаях, повторный консилиум имеет право назначить другого специалиста в
качестве ведущего.
5.8. Подготовка к проведению консилиума.
5.8.1. Обсуждение ребенка на консилиуме планируется не позднее 10 дней
до даты проведения консилиума.
5.8.2. Специалисты, ведущие непосредственную работу с ребенком,
обязаны (не позднее, чем за три дня до проведения консилиума) представить
ведущему специалисту педагогическое представление, письменные работы
по русскому языку, математике, творческие поделки, характеристику
динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы по
установленной форме за период, прошедший с момента последнего
консилиума, и заключение, в котором должна быть оценена эффективность
проводимой развивающей или коррекционной работы и даны рекомендации
по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы. Ведущий
специалист готовит свое заключение по ребенку с учетом предоставляемой
ему дополнительной информации к моменту проведения консилиума.
5.9. Порядок проведения консилиума.
5.9.1. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума;
5.9.2. Каждый специалист, участвующий в коррекционно-развивающей и
консультационной работе в устной форме дает свое заключение о ребенке.
Последовательность
представлений
специалистов
определяется
председателем консилиума.
5.9.3. Заключения всех специалистов, проводящих коррекционноразвивающую работу с ребенком или проконсультировавших его, являются
равнозначными для консилиума.
5.9,4. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционноразвивающей работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными
для всех специалистов.
5.9.5. В случае возникновения разногласий по вопросам, связанным с
конкретным ребенком, принимается решение о направлении дела в ТПМПК.
5.9.6. Решения ШПМПк носят рекомендательный характер для участников
образовательных отношений
6. Документация ШПМПк.

Вся документация по ШПМПк хранится у куратора (руководителя или
заместителя руководителя образовательной организации)
В школьном консилиуме ведется следующая документация:
•
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов;
•
Протоколы заседаний консилиума;
•
Индивидуальные программы развития обучающегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».