1. Общие положения1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, с изменениями, внесенными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85; порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1015); методических рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанные специалистами ГБОУ НСО ОЦДК (инф. письмо Минобрнауки НСО № 6032-03/25 от 18.12.2014г). 1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяет порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. 1.3. Инклюзия признается как закономерный этап развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их писхофизического развития, индивидуальных 2 возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. 1.5. Задачи инклюзивного образовании: создание эффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности; освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС; преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность; постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности; охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания; изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Организация инклюзивного образования 2.1. Образование обучающихся с ОВЗ осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы. 3 2.2. Зачисление обучающихся с ОВЗ в школу осуществляется в общем порядке, установленном Российской Федерацией для приема граждан в образовательное учреждение. 2.3. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) школы, реализующей основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися. 2.4. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется психолого-медико-педагогической комиссией. 2.5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. 2.6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются: создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы); повышение квалификации педагогических работников; создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2.7. Решение о создании в школе классов инклюзивного образования принимается Учредителем. 2.8. Критерии организации инклюзивного образования. В качестве критериев организации инклюзивного образования следует рассматривать: особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально - личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий; готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии); 4 соответствие образовательной среды школы потребностям инклюзированного ребенка: созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 2.9. В школе инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть организовано: по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования: I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 – 5 лет); II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК; по индивидуальной образовательной программе. 2.10. Специфика школы по обучению детей с ОВЗ, а также вид реализуемых образовательных программ определяется самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. 2.11. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. 2.12. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями. 2.13. Для составления учебного плана на текущий учебный год с целью организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется базисный учебный план. 5 2.14. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается на основе базисного учебного плана, рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями. 2.15. .Индивидуальный учебный план ребенка с особыми образовательными потребностями является приложением к договору, заключаемому между администрацией общеобразовательного учреждения и родителями (законными представителями) ребенка. 2.16. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями в него включаются: организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.); организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ; организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности; организация обязательных дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учителем и другими специалистами; целесообразность нахождения учащихся с особыми образовательными потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся. 2.17. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов окружной ПМПК. 2.18. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется школой. 2.19. Обучение детей с ОВЗ организуется по учебникам, соответствующим программе обучения. 2.20. Оценка знаний детей с ОВЗ в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с образовательной программой, а также с 6 учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. 3. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ 3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется организацией самостоятельно 3.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной. 3.3. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический совет школы. 3.4. Для детей с ОВЗ, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего среднего (полного) общего образования, государственная (итоговая) аттестация проводится в форме Основного государственного экзамена или, по их желанию, в форме Единого государственного экзамена. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении. 3.5. Государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. 3.6. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня (п. 20 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1015). 4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося в форме инклюзивного образования 7 4.1.Диагностико - коррекционное и психолого – медико - педагогическое сопровождение обучающихся детей с ОВЗ в школе сопровождается ПМПк . 4.2. Специалисты ПМПк: осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ; определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии; проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками школы, направленную на подготовку в школе инклюзивного образования; разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты; отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК. организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии; осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии; согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения. 4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях школы осуществляют классный руководитель, учитель и другие специалисты. 4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельность, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в Индивидуальной карте медико – психолого – педагогического сопровождения учащегося. 5. Кадровое обеспечение образовательного процесса в классах инклюзивного обучения 5.1. В классах инклюзивного обучения работают педагоги, специалисты прошедшие специальную переподготовку. 5.2. Общее руководство деятельностью педагогов и специалистов, работающих в классах инклюзивного обучения, осуществляет директор школы, непосредственное руководство – координатор по развитию и внедрению инклюзивного образования. 8