Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.pdf

1. Общие положения1.1. Положение об организации инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с
ОВЗ) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, с
изменениями, внесенными постановлением Главного санитарного врача
Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85; порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального,
общего, и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30
августа 2013 № 1015); методических рекомендаций по созданию специальных
образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
разработанные специалистами ГБОУ НСО ОЦДК (инф. письмо Минобрнауки
НСО № 6032-03/25 от 18.12.2014г).
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья определяет порядок организации
обучения и воспитания в совместной образовательной среде детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких
ограничений.
1.3. Инклюзия признается как закономерный этап развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого – медико - педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий
(п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального
закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их писхофизического развития, индивидуальных
2

возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст. 2 Федерального
закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права
обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, создание
условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образовании:
 создание эффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе с целью
максимальной коррекции недостатков их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности;
 освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС;
 преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
 постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной
деятельности;
 охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
 оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей
особыми
образовательными
потребностями,
включение
законных
представителей в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у
них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка
оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания;
 изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми
образовательными потребностями;
 формирование у всех участников образовательного процесса
толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Образование обучающихся с ОВЗ осуществляет образовательное
учреждение, реализующее общеобразовательные программы.
3

2.2. Зачисление обучающихся с ОВЗ в школу осуществляется в общем порядке,
установленном Российской Федерацией для приема граждан в образовательное
учреждение.
2.3. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть
организовано в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих
таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) школы,
реализующей основные образовательные программы, если это не препятствует
успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися.
2.4. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от
степени выраженности недостатков физического и (или) психического
развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей,
уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся
сверстников и определяется психолого-медико-педагогической комиссией.
2.5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программе
определяется
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего обучающегося.
2.6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в
школе являются:
 создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
 повышение квалификации педагогических работников;
 создание
психолого-медико-педагогического
консилиума
для
организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Решение о создании в школе классов инклюзивного образования
принимается Учредителем.
2.8. Критерии организации инклюзивного образования. В качестве критериев
организации инклюзивного образования следует рассматривать:
 особые образовательные потребности ребенка, обусловленные
выраженностью первичного дефекта уровнем развития, индивидуальными
интеллектуальными и эмоционально - личностными особенностями,
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
 готовность социальной среды (условия семейного воспитания,
возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей
(законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических
работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не
имеющих нарушений в развитии);
4

 соответствие
образовательной
среды
школы
потребностям
инклюзированного ребенка: созданы необходимые условия для получения
без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»).
2.9. В школе инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка
может быть организовано:
 по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 – 5
лет);
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
 адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
 по индивидуальной образовательной программе.
2.10. Специфика школы по обучению детей с ОВЗ, а также вид реализуемых
образовательных программ определяется самостоятельно в соответствии с
рекомендациями ПМПК.
2.11. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии.
2.12. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах
определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными
Министерством образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом,
годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, а также
индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными
потребностями.
2.13. Для составления учебного плана на текущий учебный год с целью
организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется
базисный учебный план.
5

2.14. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями разрабатывается и утверждается на основе базисного учебного
плана, рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации
ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных
представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями.
2.15. .Индивидуальный учебный план ребенка с особыми образовательными
потребностями является приложением к договору, заключаемому между
администрацией общеобразовательного учреждения и родителями (законными
представителями) ребенка.
2.16. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми
образовательными потребностями в него включаются:
 организация индивидуального щадящего режима (снижение объема
заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
 организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для
специальных
(коррекционных)
школ
или
по
учебникам
общеобразовательных школ;
 организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и
предметной направленности;
 организация обязательных дополнительных коррекционно-развивающих
занятий с учителем и другими специалистами;
 целесообразность нахождения учащихся с особыми образовательными
потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность
самоподготовки учащихся.
2.17. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо
на каждую четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в
индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей
(законных представителей), членов окружной ПМПК.
2.18. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том
числе
адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий, которое определяется школой.
2.19. Обучение детей с ОВЗ организуется по учебникам, соответствующим
программе обучения.
2.20. Оценка знаний детей с ОВЗ в классах инклюзивного обучения
осуществляется в соответствии с образовательной программой, а также с
6

учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей.
3. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы,
сопровождается
текущим
контролем
успеваемости
и
промежуточной аттестации учащихся. Формы, периодичность и порядок
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся определяется организацией самостоятельно
3.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного
общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой
аттестацией, которая является обязательной.
3.3. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический
совет школы.
3.4. Для детей с ОВЗ, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего среднего (полного) общего образования, государственная
(итоговая) аттестация проводится в форме Основного государственного
экзамена или, по их желанию, в форме Единого государственного экзамена.
При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой)
аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной
(итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он
планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.
3.5. Государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ организуется с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья.
3.6. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования
и успешно прошедшие ГИА по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования, получают аттестат об основном общем
или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего
образования соответствующего уровня (п. 20 раздела 2 Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
начального, общего, и среднего общего образования (утв. Приказом
Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1015).
4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося
в форме инклюзивного образования

7

4.1.Диагностико - коррекционное и психолого – медико - педагогическое
сопровождение обучающихся детей с ОВЗ в школе сопровождается ПМПк .
4.2. Специалисты ПМПк:
 осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
 определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
 проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками школы, направленную на
подготовку в школе инклюзивного образования;
 разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
 отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК.
 организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;
 осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками
процесса инклюзии;
 согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях школы осуществляют
классный руководитель, учитель и другие специалисты.
4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся, формирования навыков образовательной деятельность, освоение
образовательных программ, показатели функционального состояния их
здоровья фиксируются в Индивидуальной карте медико – психолого –
педагогического сопровождения учащегося.
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса в классах
инклюзивного обучения
5.1. В классах инклюзивного обучения работают педагоги, специалисты
прошедшие специальную переподготовку.
5.2. Общее руководство деятельностью педагогов и специалистов, работающих
в классах инклюзивного обучения, осуществляет директор школы,
непосредственное руководство – координатор по развитию и внедрению
инклюзивного образования.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».