Рабочая программа учебного предмета География 10-11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.8 к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного предмета
«География»
10-11 классы

п. Ключевая
2019

Содержание
стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
1.1. Нормативно-правовые документы…………………………………………………………….3
1.2. Цели изучения учебного предмета…………………………………………………………….3
1.3. Общая характеристика учебного предмета «География»………………………………........3
1.4. Место учебного предмета «География» в учебном плане…………………….......................4
2.Требования к уровню подготовки выпускников………………………………………………..4
3.Содержание учебного предмета «География»…………………………………………………..5
4.Тематическое планирование учебного предмета «География»……………………………......6
5.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной
деятельности…………………………………………………………………………………………7

2

1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы
В качестве нормативно-правовой основы выступают следующие документы:
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
редакции от 7 мая 2013 г.);
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
-Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5
марта 2004 года № 1089
-О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки
России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320;
приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10
ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ
Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня
2015 года N 609.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ
Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011
г., рег. № 19682);
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №
2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676);
-Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в
Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993);
-Основная образовательная программа среднего общего образования.
1.2. Цели изучения учебного предмета
Изучение географии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения,
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания
и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира,
его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
1.3. Общая характеристика учебного предмета «География»
Курс географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей
культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач
общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей
географии и комплексного географического страноведения.
3

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,
которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов,
разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о
современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный
интерес к другим народам и странам.
1.4. Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «География» в 10-11 классах
отводится 70 часов (по 35 часов в год в каждом классе, по 1 учебному часу в неделю).
2.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических
исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и
стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их
различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль
в международном географическом разделении труда.
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деяельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших
социально-экономических
событий
международной
жизни,
геополитической
и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;

4

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
3.Содержание учебного предмета «География»
Современные методы географических исследований. Источники географической
информации
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды
географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные
системы.
Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и
настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и
территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт
природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. (Выделен
опыт практической деятельности.)

Население мира
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства
населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических
и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире.
Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское
население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
География мирового хозяйства
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура
хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер,
регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные
магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов
мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры
основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных
территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов
мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными
условиями на конкретных территориях.
Регионы и страны мира
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности
географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран
Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации
разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом
разделении труда.
Россия в современном мире
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России.
Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее
развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических
проблем России.

5

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического
положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей
России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание
глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая,
продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества
жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические
взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
4.Тематическое планирование учебного предмета «География»
10 класс (35 часов)
Количество часов
Раздел
3
Современные методы географических исследований.
Источники географической информации
6
Современная политическая карта мира
7
Природа и человек в современном мире
Население мира

5

География мирового хозяйства

10

НТР и мировое хозяйство

4
11 класс (35 часов)
Раздел

Количество часов

Регионы и страны мира

28

Россия в современном мире

3

Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества

3

1
Обобщение пройденного материала
5.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной
деятельности
Учебники и пособия
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса.
- М.: Просвещение, 11 и 12 издания.
2. Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС. 2013.
Раздел 9.
3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Углубленные материалы по курсу 10
класса. Ярославль, Изд."Верхняя Волга".
4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. -М.: Дрофа, 2013-2014 Издание 2-е. 1,
2 части.
5. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для
10 класса. - М.: Дрофа, 2014
6

6. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику
для 10 класса. - М.: Дрофа, 2014. Издание 2-е.
7. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии
мира. 10 класс. - М.: Просвещение, 2014. 2-е издание
8. Раковская Э.М., Баринова И.И. 'Природа России. Учебник для 8 класса. -М.: Просвещение.
§ I.
9. Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа. § 46.
10. Дронов В.П., Ром В.Я. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса. - М.: Дрофа,
4 2, § 15.
11. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Учебник для
8 класса. - М.: Дрофа. 2013. Часть I.
12. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. Учебник для 11
класса. - М.: АСТ-пресс школа, 2012. Главы 5 и 6,
13. Экономическая и социальная география./ Автора: М.М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М.
Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2013. Глава I. стр. 30 - 34, глава 2,
стр. 40 - 58.
Оборудование кабинета
Мультимедийное пособие. География в школе. Уроки. КиМ.
Интерактивные уроки. КиМ. География 10 класс.
Страны мира. Интерактивный справочник.
Раздаточный материал, карточки с заданиями
Карты
1. Физическая карта полушарий
2. Юго-Западная Азия.
3. Китай, МНР, Корея
4. Юго-Западная, Центральная, Юго-Восточная, Южная Азия
5. Средняя и Южная Европа
6. Евразия
7. Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия, Греция
8. Южная и Северная Америка. Австралия. Африка.
9. Политическая карта мира.
10. Карта природных ресурсов
Электронные образовательные ресурсы
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».