Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая (МКОУ СОШ п. Ключевая) Приложение № 1.24 к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа элективного курса «Функции помогают уравнениям» 11 класс п. Ключевая 2019 Содержание Стр. 1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………3 2.Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………………………….4 3.Содержание элективного курса «Функции помогают уравнениям»……………………………..5 4.Тематическое планирование элективного курса «Функции помогают уравнениям»»………….5 5.Учебно-методическое и материальн6о-техническое обеспечение образовательной деятельности……………………………………………………………………………………………5 2 1.Пояснительная записка -Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 7 мая 2013 г.); -Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; -Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 года № 1089 -О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:приказ Минобрнауки России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320; приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609. -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., рег. № 19682); -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676); -Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993); -Основная образовательная программа среднего общего образования; -Устав МКОУ СОШ п. Ключевая; -Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения; -Результаты анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) в мае 2015 г. Элективный курс «Функции помогают уравнениям» безотметочный. Элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических знаний, практических умений учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Функциональная линия просматривается в курсе алгебры, начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций, при изучении курса информатики они получают представление еще о целом ряде математических функций. В последние годы в связи с появлением новых форм итоговой аттестации обучающихся особенно важным становится творческое и осмысленное освоение идей функциональной зависимости. На ЕГЭ появились новые виды заданий, решение которых невозможно без усвоения свойств функций. Элективный курс «Функции помогают уравнениям» ориентирован на изучение и применение разнообразных свойств функции при решении уравнений и неравенств. В ходе изучения элективного курса значительное внимание нужно уделить самостоятельной работе учащегося. Цель данного элективного курса – систематизация приемов использования свойств функций при решении уравнений и неравенств; представление единым целым всех вопросов, связанных с 3 применением свойств математических функций при решении самых разнообразных математических задач. Задачи курса: способствовать овладению системой знаний о свойствах функций; формировать логическое мышление учащихся; формировать опыт творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач; формировать навык работы с научной литературой, использования различных Интернетресурсов; развивать коммуникативные и общеучебные навыки работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.; формировать устойчивый интерес к предмету, выявлять и развивать математические способности; ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой; формировать логическое мышление учащихся; подготавливать учащихся к сдаче ЕГЭ; повышать математическую культуру учащихся при решении уравнений и неравенств с использованием свойств функций. Формы проведения учебных занятий включают в себя лекцию учителя, беседу, практикум, консультацию, работу с компьютером. Основной тип занятий исследовательский или частично – поисковый. Изучение каждой темы курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Проверочные работы обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач, связанных со знанием свойств функции. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа. Данный элективный курс можно изучать с различной степенью подробности и глубины как в 10, так и в 11 классе, т.к. материал курса содержит разнообразные задания, которые активно используются при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Элективный курс содержит 16 тем, посвященных свойствам функций, изучаемых в курсе алгебры средней школы. Важно также регулярно проводить повторение пройденного материала. Обнаружив пробелы в знаниях учащихся, можно добавить в текущее повторение материалы, которые вызывают затруднения у обучающихся. Для изучения данного курса в 11 классе отводится 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю. Элективный курс «Функции помогают уравнениям» безоценочный. 2.Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения элективного курса «Функции помогают уравнениям» обучающийся должен: знать/понимать -значение математической науки для решения задач, уравнений, функций; -свойства функций; -терминологию, описывающую функциональные зависимости; уметь -нестандартными способами решать уравнения и неравенства; -описывать процессы с помощью математических моделей – уравнений или неравенств; -строить графики изученных функций; 4 -описывать по графику свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; -решать различные виды уравнений, их системы; -составлять уравнения и неравенства по условию задач. 3 Содержание элективного курса «Функции помогают уравнениям» Способы задания функции. Область определения и множество значений функции. Задачи на нахождение области определения и множества значений функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Четность и нечетность функции. Периодичность функции Свойство монотонности функции. Использование области определения функции при решении уравнений. Использование множества значений функции при решении уравнений. Применение различных свойств функции к решению уравнений. Метод оценок при решении уравнений. Применение стандартных неравенств при решении уравнений Применение свойств функций к решению неравенств. Тестовые задания по теме «Функции и их свойства». Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям». Тригонометрические функции. 4.Тематическое планирование элективного курса «Функции помогают уравнениям» 1. Способы задания функции -1ч. 2. Область определения и множество значений функции – 2 ч. 3. Задачи на нахождение области определения и множества значений функции – 3ч. 4. Наибольшее и наименьшее значения функции – 3ч. 5. Четность и нечетность функции – 2ч. 6. Периодичность функции – 2ч. 7. Свойство монотонности функции – 2ч. 8. Использование области определения функции при решении уравнений – 3ч. 9. Использование множества значений функции при решении уравнений – 2ч. 10. Применение различных свойств функции к решению уравнений – 2ч. 11. Метод оценок при решении уравнений – 3ч. 12. Применение стандартных неравенств при решении уравнений – 1ч. 13. Применение свойств функций к решению неравенств – 2ч. 14. Тестовые задания по теме «Функции и их свойства» - 2ч. 15. Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» - 2ч. 16. Тригонометрические функции – 3ч. Итого – 35 часов. 5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 1. Математика. 10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс/авт.-сост. Ю.В. Лепехин.- Волгоград:Учитель,2009. 2. Ткачук В.В. Математика – абитуриенту-М.: МЦНМО, 2009. 3. Четвериков А. «Задачи с параметрами»-газета «Математика» №13 2007. 4. Крамор В.С., ЛунгуК.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001. 5. Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001. 6. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. 7. Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004. 8. Горштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами» - «Илекса» «Гимназия», 2000 г. Дополнительная литература: 1. Четвериков А. «Задачи с параметрами»-газета «Математика» №13 2007. 2. Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001. 5 3. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004. -Линейка, треугольник, тригонометрический круг. -Таблицы. Электронные образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru http://fcior.edu.ru http://college.ru/matematika/ http://www.uztest.ru 6