Социально-бытовая ориентировка (СБО). Рабочая программа составлена на основе: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы. Под ред. В.В. Воронковой. Целью данного курса является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня их общего развития, т.е. возможность посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Содержание специальных коррекционных занятий по социальнобытовой ориентировке отличает практическую направленность. Обучающиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Занятия направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена»,«Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культураповедения»,«Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации». Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно- ролевые игры, беседы. У них формируются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они усваивают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Школьники учатся ухаживать за жилищем, планировать бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Обучающиеся усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определённой мере развивается художественный вкус. Содержание учебного предмета определяется следующими задачами: 1. Формировать умения пользоваться услугами предприятий, службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. 2. Учить навыкам приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. 3. Формировать навык ухода за жилищем, планирования бюджета семьи. 4. Прививать навыки культурного поведения и общения.