Чтение Рабочая программа составлена на основе: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы. Под ред. В.В. Воронковой. Рабочие программы по чтению и развитию речи в 5-9 классах составлены на основе авторской программы В.В. Воронковой, предназначены для развития речи обучающихся с нарушением интеллекта и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа по чтению и развитию речи так же, как и программа по русскому языку (грамматике и право- писанию), построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух не- продуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения. В 5-6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5-6 классов используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для расширения социального опыта учащихся. Начиная с 7 класса обучающиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, социально-бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Задачи 1. Формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про себя», выделяя главную мысль произведения, соблюдая при чтении нормы русской орфоэпии. 2. Учить отвечать на вопросы учителя, характеризовать главных действующих лиц, обосновывая своё отношение к героям и их поступкам. 3. Учить пересказывать содержание прочитанного; составлять рассказ по предложенной теме на материале нескольких произведений. 4. Формировать знания основных сведений о жизни писателей. 5. Учить заучивать стихотворения и прозаические отрывки. 6. Формировать потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов.