Аннотации к рабочим программам адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

Аннотации к рабочим программам адаптированной образовательной
программе основного общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1)
Рабочие программы учебных предметов АОП ООО ориентированы на особенности
психофизического развития учащихся с ЗПР, содержит требования к организации
учебных занятий по предмету в соответствии с принципами коррекционной педагогики и
учитывают:
- требования ФГОС (ориентация на результат и реализация деятельностного
подхода);
- специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, которые заложены в АОП ООО.
В
соответствии со статьей 28 п.3. Закона «Об образовании в Российской
Федерации» разработка и утверждение образовательных программ, структурным
элементом которых являются рабочие программы учебных курсов, предметов (модулей),
относятся к компетенции образовательного учреждения.
Рабочие программы АОП ООО могут при необходимости корректироваться и изменяться
в соответствии особенностями обучающихся класса и уровнем их образовательной
подготовки.
Основные аспекты построения и реализации рабочих программ по предметам в
условиях обучения детей с задержкой психического развития
1. Реализация коррекционной направленности обучения:
• выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать,
выделять главное в материале);
• опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в
рамках предмета и нескольких предметов);
• соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов
необходимости и достаточности;
• введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для
активизации познавательной деятельности;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностноориентированного обучения;
• практико-ориентированная направленность учебного процесса;
• связь предметного содержания с жизнью;
• проектирование жизненных компетенций обучающегося;
• включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг
другу;
• привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь,
обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства).
2. Увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу
Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам, ориентируясь
на используемый УМК, с учётом особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
3. Проектирование наряду с основными образовательными задачами
индивидуальных образовательных задач для детей с ЗПР
Русский язык
При обучении учащихся с ЗПР русскому языку ставятся те же
задачи, что и в общеобразовательной программе. В 5-9 классах
изучение русского языка направлено на формирование у учащихся
грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее
становление личности.
В связи с особенностями речи, мышления, деятельности детей с
ЗПР теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении
предложения сообщаются и усваиваются учащимися в процессе

Иностранный
язык

Литература

изучения орфографических и пунктуационных правил. При этом
предусматривается формирование таких умственных умений, как
сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых
явлениях языка, вычленение из ряда языковых объектов искомого по
определенному признаку, классификация, систематизация, обобщение
материала.
Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР
несколько снижена, что связано со слабой познавательной
активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной
ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на
успешность их обучения и воспитания.
Программа для детей с ЗПР не предполагает сокращения
тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического,
синтаксического и грамматического материала претерпевает
существенные изменения. Может быть изменен объем изучаемого
грамматического материала. Исключение его вызвано малой
практической значимостью и сложностью, которую он представляет
для детей с ЗПР. За счет освободившегося времени более детально
отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и
доступной грамматики.
В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит
обучение чтению. Письмо на всех этапах обучения используется
только как средство, способствующее более прочному усвоению
лексико-грамматического материала, а также формированию навыков
и умений в чтении и устной речи. В лексический минимум можно не
включать малоупотребительные слова, а лучше расширить
интернациональную лексику, которую легко понять при чтении.
Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того,
закрепляются буквенно-звуковые соответствия. Возможен акцент
внимания на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе
дети осознают смысл прочитанного и у них исчезает боязнь пред
незнакомым текстом. Новую лексику можно отрабатывать в
предложениях и сочетать это с работой со словарем. На дом задаются
не новые упражнения, а отработанные на уроке. Объем домашнего
чтения можно сокращать, задания давать выборочно.
Рабочие программы по литературе для учащихся с ЗПР 5-9 классов
разработаны в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Программы детализируют и раскрывают содержание
стандарта, определяют общую стратегию обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа учитывает возрастные и психо-физиологические
особенности обучающихся (ЗПР).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от
фольклора к древнерусской литературе, от древнерусской – к русской
литературе XVIII , XIX, XX веков. Заключительный раздел
предполагает знакомство с произведениями зарубежной литературы. В
программе соблюдена системная направленность: освоение различных
жанров фольклора (сказки, пословицы, народные песни, предания,
жития и пр.), стихотворных, прозаических произведений писателей,
знакомство с отдельными сведениями по истории создания

История

Обществознание

произведений, отдельных фактов биографии писателей.
Целью школьного исторического образования является
формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов. Их
значимость для понимания современного места и роли России в мире,
важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю
страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
основным этапам развития российского государства и общества, а
также современного образа России Обучение детей с ЗПР в условиях
требует адаптации содержания учебного предмета и методических
подходов к образовательным возможностям обучающихся. Учебные
предметы
«История
России»,
«Всеобщая
история»
и
«Обществознание» для учащихся с ЗПР имеют важное
социализирующее
значение,
способствуют
формированию
личностных качеств ребенка. Изучение истории и обществознания
вызывает интерес у детей, знания, полученные на уроке, соотносятся с
уже имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто
у детей с ЗПР наблюдается недостаточный уровень развития
мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, учителю
целесообразно работать с такими детьми в рамках базового уровня
усвоения содержания и использовать задания, проверяющие усвоение
на базовом уровне.
Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья
разрабатываются по категориям знать, понимать, применять, где знать
– это припоминание информации, понимать – понимание поставленной
задачи, условий ее выполнения, применять – использование
полученных знаний для решения задач.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
возрастает роль методической составляющей обучения: устное
изложение материала учителем, работа с иллюстративным материалом,
использование средств ИКТ и информационно- образовательных
ресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительно
активизирует работу обучающихся и повышает мотивационную
составляющую учебной деятельности
Основой учебного предмета "Обществознание" на уровне
основного общего образования являются научные знания об обществе
и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет
"Обществознание" в основной школе многогранно освещает проблемы
человека и общества через призму основ наук: экономика, социология,
политология, социальная психология, правоведение, философия,
акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует
формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни
человека в нем.
Освоение учебного предмета "Обществознание" направлено на
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся,
личностных
основ
российской
гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.

География

Математика

Информатика

Цель изучения: формирование целостного представления об
особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте
России в современном мире, воспитание гражданственности и
патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и
населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и
социально-ответственного поведения в российском пространстве;
развитие географического мышления.
География как учебный предмет способствует формированию у
детей с ЗПР навыков и умений безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде, основ практической
повседневной жизни (адаптация к условиям окружающей среды,
обеспечение безопасности жизнедеятельности). В процессе изучения
географии школьники приобретают опыт различных видов
деятельности: наблюдать, описывать, сравнивать, анализировать,
объяснять и другие. Специфика коррекционной работы на уроках
географии – формирование опыта пространственного анализа и синтеза
В рабочей программе определены цели и задачи изучения
предмета
в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Содержание
математики для обучающихся с ЗПР имеет практическую
направленность. Желателен поэтапный переход от практического
обучения к практико-теоретическому. При введении теоретического
материала, особенно в начале изучения курса математики, алгебры и
геометрии, предпочтительным является конкретно-индуктивный
способ введения материала, при котором обучающиеся приходят к
осознанию теоретических положений на основе конкретных примеров,
в результате выполнения практических заданий. Важно опираться на
субъективный опыт обучающихся, подавать материал на наглядноинтуитивном уровне. Самые значимые действия обучающихся должны
быть максимально алгоритмизированы, а сами алгоритмы
представлены в виде наглядных схем, опорных карточек, таблиц и
прочее.
Большая часть учебного времени при обучении математике
отведена решению задач. При подборе заданий для обучающихся с
ЗПР формировать особую систему задач, не ограничиваясь
представленной в используемом УМК. На выбор задач влияет их
трудность, сложность, практико- ориентированность.
Соотношение методов обучения для обучающихся с ЗПР будет
несколько иным. В обучении математике по ФГОС приоритет за
частично-поисковыми и исследовательскими методами. Однако для
обучающихся с ЗПР не менее значимо применение проблемного
изложения и репродуктивных методов. Образцы математических
записей, объяснения, направленные на раскрытие и объяснение
алгоритма деятельности, формирование умения слушать и повторять
рассуждения учителя, – все это оказывает значительное влияние на
результаты коррекционно- развивающей работы.
Программа разработана с целью реализации инженерного
образования на уровне
основного общего образования при изучении учебного предмета
«Информатика».
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у

учащихся формируется информационная и алгоритмическая
культура; умения формализации структурирования информации,
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы,
схемы,
графики,
диаграммы,
с
использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель и их свойствах; развивается
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной
деятельности в современном обществе; формируются представления о
том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном
мире, о роли информационных технологий и роботизированных
устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в с е т и Интернет, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Для достижения цели в процессе изучения информатики и ИКТ
необходимо решить следующие задачи:

включить в учебный процесс содержание, направленное на
формирование у учащихся основных общеучебных умений
информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;
синтез как составление целого из частей и самостоятельное
достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и
критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение
следствий; установление причинно-следственных связей; построение
логических цепочек рассуждений и т.д.;

создать условия для овладения основными универсальными
умениями информационного характера: постановка и формулирование
проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;

показать роль средств информационных и коммуникационных
технологий в информационной деятельности человека;

расширить
спектр
умений
использования
средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации
(работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
создать условия для овладения способами и методами освоения
новых инструментальных средств, формирования умений и навыков
самостоятельной работы; воспитать стремление использовать
полученные знания в процессе обучения другим предметам и в
жизни;

организовать деятельность, направленную на овладение
первичными навыками исследовательской деятельности, получение
опыта принятия решений и управления объектами с помощью
составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:

умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в
понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств
ИКТПрограммы опираются на опыт постоянного применения ИКТ,
уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта. Основными разделами
программ являются: информация, информационные процессы; человек
и информация; компьютер как универсальное устройство обработки
информации;
понятие
алгоритма,
исполнителя,
программы,
информационные технологии (работа с текстом, компьютерная
графика, компьютерные презентации, электронные таблицы);
организация информационной среды, коммуникационные технологии,
моделирование и формализация.
Физика

Биология

Важными коррекционными задачами курса физики в классах для
детей с ЗПР являются развитие у учащихся основных мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация
взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов
умственной работы: анализ исходных данных, планирование
материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля.
Большое значение придается умению рассказать о выполненной работе
с правильным употреблением соответствующей терминологии и
соблюдением логических связей в излагаемом материале.
Усвоение программного материала по физике вызывает большие
затруднения у обучающихся с ЗПР. Поэтому особое внимание при
изучении курса физики уделяется постановке и организации
эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке)
кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение
пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные
данные.
В связи с особенностями поведения и деятельности учащихся с
ЗПР (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший
контроль за соблюдением правил техники безопасности при
проведении лабораторных и практических работ.
При подготовке к урокам следует предусмотреть достаточное
количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих
связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые
хорошо известны ученикам из их жизненного опыта.
Важно также максимально использовать межпредметные связи с
такими дисциплинами, как природоведение, география, химия,
биология, ибо дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении
одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его
варьировании, в неоднократном повторении и закреплении
полученных знаний и практических умений. Позволяя рассматривать
один и тот же учебный материал с разных точек зрения,
межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более
прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Изучение биологии направлено на достижение учащимися
следующих целей:


освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы;
связи мира живой и неживой природы; изменениях природной









Химия

среды под воздействием человека;
овладение
начальными
исследовательскими
умениями
проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их
результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе решения познавательных
задач;
воспитание
положительного
эмоционально-ценностного
отношения к природе; стремления действовать в окружающей
среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения
практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения
в природной среде, оказания простейших видов первой
медицинской помощи.

Содержание учебного материала по биологии, темп обучения,
как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с ЗПР.
Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие
объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные
понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их
обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать
полученные на уроках биологии знания в практической деятельности.
К наиболее часто встречающимся нарушениям относят слабость
обобщения, выделения признаков сходства и различия, трудности в
выделении специальных признаков наблюдаемого объекта.
Особое внимание следует обратить на формирование знаний и
умений, необходимых в практической деятельности.
При организации
занятий
следует
исходить
из
индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне
умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах
коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное
переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В
дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально
возрастающим возможностям ученика
Изучение химии направлено на достижение обучающимися
следующих целей:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать
ценность образования, значимость химического знания для каждого
человека независимо от его профессиональной деятельности; умение
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с определенной
системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;

формирование у обучающихся целостного представления о
мире и роли химии в создании современной естественно-научной
картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей
действительности – природной, социальной, культурной и
технической среды, используя для этого химические знания;




приобретение
обучающимися
опыта
разнообразной
деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков
(ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности: решения проблем, принятия
решений, поиск, анализ и обработка информации, коммуникативных
навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни

Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам,
минимум которых указан в каждом разделе программы. Программа
предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного
предмета "Химия" являются:





приемы элементарной исследовательской деятельности;
способы работы с естественнонаучной информацией;
коммуникативные умения;
способы самоорганизации учебной деятельности.

Обучение предмету «Химия» детей с ЗПР ведётся на основе тех
же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в
общеобразовательных классах. В связи с трудностями, возникающими
у детей с ЗПР при изучении химии, в рабочую программу внесены
изменения. Так, в программе должно быть выделено дополнительное
время для изучения наиболее важных вопросов, повторения
пройденного материала, отработки навыков написания химических
формул и уравнений за счет того, что наиболее трудные темы даются в
ознакомительном порядке, а некоторые лабораторные опыты и
практические работы выполняются виртуально или заменяются на
демонстрацию ЦОР
Большое значение для полноценного усвоения учебного
материала по химии приобретают межпредметные связи с такими
дисциплинами, как природоведение, география, физика, биология.
Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных
точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему
осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и
практических умений.
Важно при работе с детьми с ОВЗ в том числе с ЗПР включать в
содержание программы вопросы здоровьесбережения, материал по
профилактике употребления психоактивных веществ, пропаганде
здорового образа жизни.
В связи с особенностями поведения и деятельности, учащихся с
ОВЗ в том числе с ЗПР (расторможенность, неорганизованность)
необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники
безопасности при проведении лабораторных и практических работ.
Изобразительное
Для обучения и воспитания обучающихся с ЗПР важное значение
искусство
имеют уроки по изобразительному искусству. В комплексе с другими
учебными предметами они оказывают заметное коррекционноразвивающее, арт-терапевтическое и релаксационное воздействие на
школьников: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и

Технология

двигательную сферы. Занятия по изобразительному искусству
способствуют развитию мелкой моторики рук, активизации нагляднообразного мышления и речи, формированию эстетического
восприятия, воспитанию эстетических чувств, адаптации к новой
социокультурной и образовательной среде.
Цели изучения учебного предмета "Технология:





обеспечение понимания обучающимися сущности современных
материальных, информационных и гуманитарных технологий и
перспектив их развития.
формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления обучающихся.
формирование информационной основы и персонального
опыта, необходимых для определения обучающимся направлений
своего дальнейшего образования в контексте построения
жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и
содержания будущей профессиональной деятельности.

Учащиеся с ЗПР в процессе изучения технологии должны достичь
планируемых результатов учебной программы основного общего
образования по
предмету «Технология» в соответствии с
требованиями ФГОС ОО как минимум на базовом уровне, что обеспечит
успешное обучение и социализацию этих детей.

Музыка

Для решения обозначенной задачи учитель адаптирует авторские
программы в соответствии с особенностями и образовательными
возможностями учащихся..
Цель: формирование основ музыкальной культуры посредством
эмоционального восприятия музыки.
Задачи:
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства
Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и
художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и
импровизация).
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом,
интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками
основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка
религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями
других видов искусства. Структуру программы составляют разделы, в

которых обозначены основные содержательные линии, указаны
музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением
художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в
целом – охват широкого культурологического пространства, которое
подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и
включение в контекст уроков музыки сведений из истории,
произведений литературы и изобразительного искусства.
Физическая
культура

Основной целью обучения является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения
собственного
здоровья,
оптимизации
трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В основной школе
данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на
формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования ФГОС
данная программа направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Основные разделы программы: "Гимнастика с основами
акробатики", "Легкая атлетика", "Лыжная подготовка", "Коньки",
"Подвижные и спортивные игры".
Отслеживается
динамика
образовательных
достижений
обучающихся по учебному предмету путем приема учебных
нормативов по разделам спортивных дисциплин, мониторинга учебных
достижений обучающихся.

Основы
духовнонравственной
культуры
народов России

Цель предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов
России" - формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической
памяти. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к
культуре других народов, сформированность таких личностных
качеств, как толерантность, способность к равноправному
объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
Задачи обучения:
-знакомить с основами православной культуры;
-развивать представления о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре
и морали, полученные в начальной школе;
-формировать ценностно-смысловые мировозззренческие основы,
обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов при получении
основного общего образования;
-развивать способности к общению в полиэтничной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
В процессе изучения курса "Основы духовно-нравственной
культуры народов России" школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные знания и
представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной
страны, духовно-нравственной
культуре,
осмысливать
свою
идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны.
Данный курс имеет культурологическую направленность,
раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе
которых в процессе общественного развития участвовали различные
религии.
Содержание курса направлено на формирование нравственного
идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
исторической памяти.
Коррекционный
курса
«Математика»

Родной язык
(русский)

Среди учащихся в ЗПР возрастает число детей с трудностями в
обучении обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем
их когнитивно-личностного развития. Особенно это относится к детям,
наиболее нуждающимся в психологической помощи, - обучающимся
коррекционных
классов.
Поэтому
оказание
действенной
психологической помощи обучающимся с ЗПР на основном этапе
обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Внимание учащихся с ЗПР характеризуется повышенной
отвлекаемостью,
неустойчивостью,
снижением
способности
распределять
и
концентрировать
внимание.
Произвольное,
непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение)
значительно развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире
играет память. У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки
памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую
очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного,
так и словесного материала.
Изучение родного языка (русского) направлено на достижение
следующих целей:
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому)
языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа;
-приобщение к языковому наследию своего народа;
- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе
человеческого общения, формирования гражданской, этнической и
социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым,
выражать внутренний мир человека;
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и
социальным ростом, способствующим духовному, нравственному,
эмоциональному, творческому, этическому и познавательному
развитию;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего

народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение родного языка народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком
во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность
дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм.
Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и
государственный язык Российской Федерации, являющийся также
средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной
(русский) язык» на уровне основного общего образования нацелено на
личностное развитие обучающихся, так как формирует представление
о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о родном русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа.
Задачи изучения родного (русского) языка:
• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как
хранителю культуры, как государственному языку Российской
Федерации, как языку межнационального общения;
• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе,
их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических
понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
• овладение функциональной грамотностью и принципами
нормативного использования языковых средств;
• овладение основными видами речевой деятельности,
использование возможностей языка как средства коммуникации и
средства познания.
Родная
литература
(на русском)

Изучение родной литературы (на русском) направлено на
достижение следующих целей:
•
воспитание ценностного отношения к родному языку и
родной литературе как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа;
•
приобщение к литературному наследию своего народа;
•
создание представлений о русской литературе как едином
национальном достоянии;
•
формирование причастности к свершениям и традициям
своего народа, осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение культуры народа;
•
развитие проектного и исследовательского мышления,
приобретение практического опыта исследовательской работы по
литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической
культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению
нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению
кругозора, развитию речи школьников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».