Аннотация к рабочим программам по предметам начального общего образования (ФГОС ОВЗ НОО, варианты 7.1., 7.2.)

Аннотация к рабочим программам по предметам начального
обще го образования (ФГОС ОВЗ НОО, варианты 7.1., 7.2.)
Рабочие программы разработаны в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, составлены на основе
АООП НОО ( вариант 7.1.) в соответствии с учебным планом
учреждения. Рабочие программы ориентированы на использование
УМК «Школа России»:
Цель программ обучающихся с ЗПР—обеспечение выполнения
требований ФГ ОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворен и я особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи :
формирование
общей
культуры,
обеспечивающей
разносторонне е развитие личности обучающихся с ЗПР (
нравственное,
эстетическое,
социально
личностное,
интеллектуальное, физическ ое) в соответствии с принятыми
в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностям и; овладение учебной деятельностью сохранение и
укрепление здоровья обучающихся;
•

достижение планируемых результатов освоения АООП НОО
обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
•

создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
•

минимизация
негативного
влияния
особенностей
познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения
ими АООП НОО;
•

обеспечение
образования;
•

доступности

получения

начального

общего

обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
•

использование в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
•

выявление и развитие возможностей и способностей
обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно
полезной
деятельности,
проведения
спортивно
–
оздоровительной
работы,
организацию
художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций и
кружков ( включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
•

участие педагогических работников, обучающихся и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды.
•

«Русский язык »
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка
реализует познавательную и социокультурную цели:
 познавательная цель предполагает формирование у учащихся
представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира,
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического и логического
мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его
интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного
языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление
родного (русского) языка как части окружающего мира;
 социокультурная цель изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной
деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в
начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
 развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения,
умение вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня
(звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их
классифицировать и сравнивать;
 осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике
русского языка;

 овладевать способами орфографического действия, умениями правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты-описания и
повествования небольшого объема;
 воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление
совершенствовать свою речь;
 формировать учебную деятельность учащихся; умение работать сразу с
несколькими источниками информации, включая словари разного типа,
усиленно формировать фонематический слух на протяжении первых двух
лет обучения.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой
первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе
осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения
грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10
лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой
единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается
с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным
курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода:
подготовительный
период,
основной
звуко-буквенный
период,
заключительный период. После курса «Обучение грамоте» начинается
раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение
русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении
существенных
признаков
морфологических,
синтаксических,
словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками
понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс
русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений,
взаимодействующих между собой и являющихся основой для
интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс
имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает
привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных
разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых
единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания
системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных
умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения
«Литературное чтение »
Цель: обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным
чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников и

формирование читательского кругозора.
Задачи:
 развитие художественно – творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
 формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет
самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и,
ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от
поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою
читательскую деятельность как средство самообразования; формирование
позитивного целостного мировосприятия младших школьников;
представлений о добре и зле;
 воспитание
нравственного,
ответственного
сознания
младших
школьников средствами художественного текста.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное
чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных
действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с
приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).
Содержание и построение этого курса определяются возрастными
особенностями младших школьников с ЗПР, уровнем развития их
эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом,
необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и
умения «погружаться» в мир художественного произведения. «Литературное
чтение» — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает
освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы,
развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия
художественной литературы является трансляция духовно-нравственного
опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных
смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев
литературных произведений. На ступени начального общего образования
важным средством организации понимания авторской позиции, отношения
автора к героям произведения и отображаемой действительности является
выразительное чтение.
«Иностранный язык».
Содержание обучения иностранному языку ориентировано на развитие
мотивации учеников к изучению иностранного языка и на формирование
умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развития общих
учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной,
познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
Изучение «иностранного языка» способствует:


формированию умения общаться на иностранном языке с учетом
речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных
коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

развитию личности речевых способностей, внимания, памяти и
воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению
иностранным языком;

обеспечению коммуникативно-психологической адаптации младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологического барьера в использовании иностранного языка как средства
общения;

освоению элементарных лингвистических представлений, доступных
младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной
речью на иностранном языке;

приобщение детей к новому социальному опыту с использованием
иностранного языка, знакомство младших школьников с миром зарубежных
сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами
художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к
представителям других стран;

формирование речевых, интеллектуальных и познавательных
способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
«Математика»
Начальный курс математики ставит цель:
• ввести ребёнка в абстрактный мир математических понятий и их свойств,
охватывающих весь материал обязательного минимума начального
математического образования.
Основные учебные задачи:
• развивать умения решать учебные и практические задачи средствами
математики;
развивать
логическое
мышление,
пространственное
воображение, математическую речь, способность различать верные и
неверные высказывания, делать обоснованные выводы;
• воспитывать критичность мышления, интерес к математике интерес к
умственному труду, стремление использовать математические знания в
повседневной жизни;
• формировать идейно-нравственные, культурные и этические принципы,
нормы поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного
процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному
образованию в современном обществе.
Таким образом, начальный курс математики даёт первоначальные
навыки ориентации в той части реальной действительности, которая
описывается (моделируется) с помощью математических понятий, а именно:
окружающий мир как множество форм, как множество предметов,
отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как
разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предлагает

ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.
На ступени начального общего образования этот учебный предмет является
основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий,
в первую очередь логических и алгоритмических. Учащиеся учатся
сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная
деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять
пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы,
моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную
деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять
зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать
наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в
житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин,
планированием маршрута оцениванием временных и денежных затрат.
«Окружающий мир».
Цель: осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному
постижению мира.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий,
обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью
решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального
прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной,
познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых
культурных ценностей российского общества.
Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает
формирование у обучающихся целостной научной картины природного и
социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом,
другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая
основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и
формирования российской гражданственности.
«Технология».
Специфика этого предмета и его значимость
универсальных учебных действий обусловлена:

для

формирования

•
ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как
основы
формирования системы универсальных учебных действий;
•
значением универсальных учебных действий моделирования и
планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в
ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач, на
конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели,

задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных
заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);
•
широким использованием форм группового сотрудничества и
проектных форм работы для реализации учебных целей курса;
•
формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности
учащихся.
Изучение курса «Технологии» способствует:
•
формирование картины мира материальной и духовной культуры
как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
•
развитие
знаково-символического
и
пространственного
мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития
способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса
его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
•
развитие регулятивных действий, включая целеполагание;
планирование (умение составлять план действий и применять его для
решения задач); прогнозирование (видение будущего результата при
различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
•
формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
•
развитие коммуникативной компетентности обучающихся на
основе организации совместно-продуктивной деятельности;
•
развитие эстетических представлений и критериев на основе
изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
•
формирование мотивации успеха и достижений младших
школьников, творческой самореализации на основе эффективной
организации
предметно-преобразующей
символико-моделирующей
деятельности;
•
ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным
значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью
формирования готовности к предварительному профессиональному
самоопределению;
•
развитие трудолюбия, самостоятельности, ответственного
отношения к делу, инициативы, потребности помогать другим;
•
формирование ИКТ - компетентности обучающихся, включая
ознакомление с правилами жизни людей в мире информации:
избирательность в потреблении информации, уважение к личной
информации другого человека, к процессу познания учения, к состоянию
неполного знания и другим аспектам.
«Музыка».
Цель: формирование основ музыкальной культуры посредством
эмоционального восприятия музыки.
Задачи:

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества,
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и
других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного
творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Этот
предмет
обеспечивает
формирование
личностных,
коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения
обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий
будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации
учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки,
самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом
самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и
мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального
фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки
обеспечит формирование российской гражданской идентичности и
толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Будут
сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на
основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке
настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе
творческого самовыражения.
«Изобразительное искусство»
Цель курса: приобщение обучающихся к искусству как духовному
опыту поколений.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение
задач:
 развитие
способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей ребёнка;
 освоение школьниками первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;
 овладение учащимися умениями, навыками, способами художественной
деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных
и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине,
уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
культуре.
Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием
личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий
характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования
общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной
деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного
мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком
мира и способствует формированию логических операций сравнения,
установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных
связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности
особые требования предъявляются к регулятивным действиям —
целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации
действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие
выполняемых действий способу, внесению корректив. В сфере личностных
действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение
сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных
традиций, искусства других народов обеспечивают формирование
гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических
ценностей и вкусов, способствуют развитию позитивной самооценки и
самоуважения учащихся.


«Физическая культура»
Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных
действий:
1.
основ общекультурной и российской гражданской идентичности
как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
2.
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
готовности принять на себя ответственность;
3.
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения
мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
4.
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует:


в области регулятивных действий развитию умений планировать,
регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

в области коммуникативных действий развитию взаимодействия,
ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах
спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её
достижения; договариваться в отношении целей и способов действия,
распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно
разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить
необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель обучения: развитие у школьников 10-11 лет представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных
традиций, понимание их значения в жизни современного общества, а также
своей сопричастности к ним.
Задачи обучения:
-знакомить с основами православной культуры;
-развивать представления о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни личности, семьи, общества;
-обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и
морали, полученные в начальной школе;
-формировать ценностно-смысловые мировозззренческие основы,
обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры
при изучении гуманитарных предметов при получении основного общего
образования;
-развивать
способности
к
общению
в
полиэтничной
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.
Освоение обучающимися учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» должно обеспечить знакомство с ценностями:
Отечество, нравственность, долг, ответственность, милосердие, сострадание,
любовь к ближнему, труд, семья, их понимание как основы православной
культуры народа России.
«Ритмика»
У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные
нарушения,
трудность
формирования
двигательного
автоматизма,
двигательные персеверации.
Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с
нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших
психических функций. У этих детей ослаблено формирование

межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие,
мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно
связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.
На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и
психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ,
улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие
важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как
саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервнопсихического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также
эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР.
Цель: создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и
коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся
с
ЗПР,
посредством
воздействия
специфическими
средствами,
свойственными ритмике.
Родной язык
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности,
коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе
изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося,
культура речи, интерес к родному языку.
Цель: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и
пространственную ориентировку, навыки аудирования, говорения и
связной речи, моторику руки ребёнка, подготовить к чтению и письму.
Цель выделяет следующие задачи.
Задачи:
 Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
 Членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги,
звуки).
 Формирование фонемной ориентировки в слове; определение
количества, последовательности и качества звуков в слове.
 Рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов
букв.
 Формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти,
мышления).
Родная литература
Изучение родной литературы призвано формировать читательскую
деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор.
Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с
лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное
место на уроках родной литературы занимает чтение в переводе на родной
язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны,
русской литературы.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и

книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть
перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной
культуры,
накопленных
предыдущими
поколениями,
выработать
художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление,
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к
классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки
чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».