УТВЕРЖДЕНЫ приказом директора МКОУ СОШ п.Ключевая от «26»августа 2016 г. № 29,1 ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Основную образовательную программу среднего общего образования 1.Пункт 2.2 дополнить подпунктом 2.2.4 следующего содержания: «2.2.4 Формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения При получении среднего общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач. В области формирования личностной культуры: Задача программы Формирование основ нравственного самосознания личности Формирование представлений соотношении личного общественного блага Развитие способности самостоятельным поступкам и действиям Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения - закрепление внутренних этических критериев выбора модели правомерного поведения; - развитие механизмов нравственного самоконтроля; - закрепление привычки активного реагирования в отношении опасных для общества коррупционных проявлений. - использование традиционных представлений о категориях о морали и нравственности для закрепления убежденности в и необходимости следования интересам общества при удовлетворении личных потребностей. к - формирование представлений о неизбежности наступления ответственности за нарушение моральных и правовых норм; - признание персональной ответственности за совершение противоправного деяния. В области формирования социальной культуры: Значение для формирования антикоррупционного Задача программы мировоззрения Развитие патриотизма и - осознание личного вклада в развитие общества и гражданской солидарности государства; - идентификация личности в качестве гражданина – субъекта прав и обязанностей; - признание значимых общественных ценностей (жизнь, свободное развитие человека, защищенность интересов граждан, общественная безопасность и правопорядок) в качестве личных жизненных ориентиров. Усвоение гуманистических - развитие нетерпимого отношения к противоправному и демократических поведению, несущему вред общественным отношениям; ценностей - понимание значимости защиты общественных интересов, недопустимости разрушения институтов государства и гражданского общества; - идентификация в качестве части многонационального народа Российской Федерации. Воспитательные задачи - формирование навыков совместного поддержания порядка в коллективе; - формирование навыков эффективного правомерного решения типовых ситуаций бытового характера; - усвоение знаний о вреде коррупционных проявлений для личности, общества и государства; - развитие общественной активности, направленной на предотвращение и пресечение коррупционного поведения; - усвоение основных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина; - формирование развитого бытового правосознания, создание условий для повышения уровня правовой культуры; - развитие стремления к поиску правомерных форм взаимодействия с гражданами, структурами гражданского общества и органами государственной власти в рамках типовых ситуаций; формирование духовно-нравственных ориентиров, исключающих возможность коррупционного поведения; - усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о неотвратимости наказания; - развитие чувства нравственной ответственности за совершение коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям; - усвоение знаний о безусловной общественной опасности коррупционных представлений, развенчание ложных стереотипов о «пользе» коррупции; формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов. Планируемый - нетерпимое отношение к проявлениям коррупционного образовательный поведения и их последствиям; результат - умение вести дискуссию об общественной опасности коррупционного поведения; - знания основных принципов антикоррупционной политики государства, формирование позитивного отношения к антикоррупционным мероприятиям; - знание типовых ситуаций взаимодействия с органами государственной власти, содержащих в себе предпосылки для коррупционных проявлений; - умение применять алгоритмы правомерного разрешения конфликтов интересов, возникающих в рамках взаимодействия с представителями органов государственной власти; - заинтересованность в участии в мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией. Совместная деятельность - тематические родительские собрания; семьи и школы - оформление информационных стендов; - индивидуальные консультации и беседы; - проведение опросов, иных форм социологических исследований. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися: - изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности); - ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин); - участие во встречах с выпускниками школы; - организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях); - проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Этапы социализации обучающихся: 1)организационно-административный этап (осуществляется информационная поддержка реализации антикоррупционных инициатив в сфере деятельности образовательной организации, формирование в профессиональной среде образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования, привлечение к проведению учебных и воспитательных мероприятий представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п.); 2)организационно-педагогический этап (осуществляется создание условий для практической социальной активности учащихся, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения. Обеспечивается возможность становления обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие со структурами гражданского общества (общественные объединения, общественные фонды, общественные движения), органами государственной власти, организациями профессионального и научного сообщества). В процессе социализации обучающихся осуществляется формирование активной позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции, формирование корректной модели поведения обучающегося при взаимодействии с гражданами, организациями и государственными структурами, умения решать основные задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения, осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ). Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание. Антикоррупционным элементом в программе «История России» являются следующие дидактические единицы: Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат Древнерусское Причины появления коррупции в - способность объяснить истоки государство России. возникновения конфликта Коррупционная составляющая интересов в российском феодальной раздробленности государственном аппарате; Древнерусского государства - осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления. Складывание Влияние татаро-монгольского - уяснение предпосылок появления предпосылок ига на усиление коррупционных взятки как негативного образования связей. социального явления; Российского Экономическое превосходство - осознание негативного влияния государства как средство обеспечивающее сращивания государственных и централизацию российского частных интересов. государства. Завершение образования Российского государства Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв. Россия в XIX в. Брачные связи как коррупционное средство. - формирование представления об эволюции конфликта интересов в российской истории. Превышение должностных полномочий. Авторитаризм. Формирование государственного механизма противодействия коррупции. Создание государственных органов по борьбе с коррупцией. Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей. Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения. Сословная система как причина социального неравенства. Государственные реформы социальной системы общества. Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу. - способность определить значение использования должностного положения в личных целях; - понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции; - общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления. - приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики в XIX в.; - формирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией; - обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества. Советский Партийная коррупция как - уяснение причин необходимости период самостоятельное направление борьбы с коррупцией в коррупционного поведения. политической системе общества; - способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата; - понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии. Антикоррупционным элементом в программе «Обществознание (включая Экономику и Право)» являются следующие дидактические единицы: Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат Политика и право Коррупционные - способность выявлять признаки правонарушения: виды, коррупционного поведения; ответственность. - осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений); - осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера). Общество Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция – социально опасное явление. Человек; Человек в системе общественных отношений Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного повеления. Экономика Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений. - способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений; - способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц; - способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции; - способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях. - способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; - понимание значимости правовых явлений для личности; - способность к развитию правосознания на основе полученных знаний; - приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности; - способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов. - приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; - способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений; Право Политика как общественное явление Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. - приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики; - приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках; - способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции; - приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; - способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества. - способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. 2.Подпункт 2.2.4 считать соответственно подпунктом 2.2.5 3.Подпункт 2.2.5 дополнить подподпунктом 9 следующего содержания: «9. Формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения Ключевые мероприятия - выполнение творческих заданий по дисциплинам; - проведение тематического классного часа; - посещение с экскурсией органов государственной власти и местного самоуправления; - сюжетно-ролевые творческие мероприятия; - оформление наглядных пособий, презентаций, плакатов, стендов и т.п.; - проведение бесед с представителями правоохранительных органов, юридического сообщества, депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления; - проведение тематических конкурсов; - проведение тематических бесед с обучающимися («что такое коррупция?», «какой вред наносит коррупция?» и т.п.; - обсуждение публикаций в средствах массовой информации, связанных с противодействием коррупции; - организация мероприятий, приуроченных к памятным датам России (День российского парламентаризма, День конституции), праздничным дням (День России) и иным соответствующим датам (День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, День юриста и пр.).