Рабочая программа учебного предмета История 10-11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.6 к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного предмета
«История»
10-11 классы

п. Ключевая
2019

Содержание
стр.
1.
Пояснительная записка. ----------------------------------------------------------------------------------- 3
2.
Требования к уровню подготовки выпускников ----------------------------------------------------- 5
3.
Содержание учебного предмета «История». --------------------------------------------------------- 5
4.
Тематическое планирование учебного предмета «История» -------------------------------------10
5.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности --------------------------------------------------------------------------------------------------------16

2

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «История» составлена на основе нормативноправовых документов:
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
редакции от 7 мая 2013 г.);
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
-Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5
марта 2004 года № 1089
-О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки
России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320;
приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10
ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ
Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня
2015 года N 609.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ
Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011
г., рег. № 19682);
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №
2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676);
-Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в
Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993;
-Основная образовательная программа среднего общего образования;
-Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Изучение истории на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических
доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного
представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам
прошлого и современности.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- воспитывать
гражданственность,
национальную
идентичность,
развивать
мировоззренческие убеждения обучающихся на основе осмысления ими исторически
3

сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
- развивать способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности,
соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими
системами;
-формировать систематизированные знания об истории человечества, формировать
целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-развивать умения и навыки поиска, систематизации и комплексного анализа исторической
информации;
-формировать историческое мышление – способность рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование среднего общего образования способствует формированию
систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта
учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого
взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию
исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных
мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое
образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им
себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия
учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по
отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования
собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования среднего общего образования
связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому
анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение
придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и
оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к
наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким
образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с
усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный
материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений,
развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью учебного предмета «История», изучаемого на базовом уровне, является его
общеобязательный статус. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое
ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися
мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе,
формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира.
Основные содержательные линии рабочей программы реализуются в рамках двух курсов –
«Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение
с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих
курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного
материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения
социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
4

Место учебного предмета «История» в учебном плане
На изучение учебного предмета отводится 140 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю в
каждом классе.
«Всеобщая
«История
Класс
история»
России»
Всего
(кол-во часов)
(кол-во часов)
10
24
46
70
11
24
46
70
Итого:
48
92
140
2. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата,
рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни исходя из
их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету;
3. Содержание учебного предмета «История»
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития
человечества .
5

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.
Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в
античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных
традиции. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности,
философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль
в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и
динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в
XIV-XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и
экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и
мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных
ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и
правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология
Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление
гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие
капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских
странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической
научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв.
От Новой к Новейшей истории:
пути развития индустриального общества
Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации
НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От
монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых
отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального
общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей
общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская
демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового
государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема
политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970 гг.
6

Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и
авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной
модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы
и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных
диктатур.
"Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии:
авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национальноосвободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии
и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX
вв. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические,
экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование
неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма.
Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная
революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в
информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в
странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.
Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. "Неоконсервативная революция".
Современная идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной
общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и
националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира.
Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в
информационном обществе.
История России
История России - часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство.
Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение
народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный
строй и верования восточных славян. Причины появления коррупции в России. Коррупционная
составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства
Русь в IX - начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.
Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей.
Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского
государства
Брачные связи как коррупционное средство.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и
республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
7

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель
в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в
истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские
земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.
Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр
объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и
освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой
ислама. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие
русской культуры.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение
золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном строительстве.
Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного
авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского
народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии.
Обострение социально-экономических
противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания
всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество.
Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII
вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Превышение должностных полномочий.
Авторитаризм.
Формирование государственного механизма противодействия коррупции.
Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.
Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей.
Значение фаворитизма в формировании коррупционного пов
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение
дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации.
Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы
государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного
права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники.
Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 года.
Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой
половины XIX вв.
8

Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Реформы 1860-1870 годов. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических
отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.
Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в
экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина.
Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной
модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже
веков. Революция 1905-1907 годов. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие
системы образования, научные достижения российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Сословная система как причина социального неравенства.
Государственные реформы социальной системы общества.
Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному
произволу.
Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 года. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий.
Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир.
Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих
сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый " и "красный " террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922-1991 годы
Образование
СССР.
Выбор
путей
объединения.
Национально-государственное
строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция
построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые
репрессии. Конституция 1936 года.
Причины
свертывания
новой
экономической
политики.
Индустриализация.
Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования.
Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми
войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное
искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны.
Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй
мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х годов. Складывание
мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю
политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 19501960 годов, причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого
социализма. Конституция 1977 года. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950-1980 годах. Наука и образование в СССР.

9

"Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов
экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности.
Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение
военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.
Российская Федерация 1991-2003 годы
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 года.
Политический кризис сентября-октября 1993 года. Конституция Российской Федерации 1993
года. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский
конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и
страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международноправовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности, экономический
подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности,
достойное для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения
истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация
новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Партийная коррупция
как самостоятельное направление коррупционного поведения
4. Тематическое планирование учебного предмета «История»
10 класс
Количест
№
во часов
Раздел, тема
Содержание
п/п
Всеобщая история (24 ч.)
1. Цивилизации
Древнего мира и
Средневековья.

16 ч.

Традиционное общество: социальные связи,
экономическая жизнь, политические отношения.
Архаичные цивилизации древности. Мифологическая
картина мира.
Античные
цивилизации
Средиземноморья.
Формирование научной формы мышления в античном
обществе.
Формирование
индо-буддийской,
китайскоконфуцианской,
иудео-христианской
духовных
традиции. Возникновение религиозной картины мира.
Социальные
нормы,
духовные
ценности,
философская мысль в древнем обществе.
Возникновение
исламской
цивилизации.
Исламская духовная культура и философская мысль в
эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в
Европе, ее региональные особенности и динамика
развития. Православие и католицизм. Кризис
европейского средневекового общества в XIV-XV вв.
10

8 ч.

Модернизация
как
процесс
перехода
от
традиционного к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало
европейской колониальной экспансии. Формирование
нового пространственного восприятия
мира.
Изменение роли техногенных и экономических
факторов общественного развития
в ходе
модернизации.
Торговый
и
мануфактурный
капитализм. Новации в образе жизни, характере
мышления, ценностных ориентирах и социальных
нормах в эпоху Возрождения и Реформации. От
сословно-представительных
монархий
к
абсолютизму. Изменение в идеологических и
правовых основах государственности. Буржуазные
революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и
конституционализм.
Возникновение
идейнополитических течений. Становление гражданского
общества. Технический прогресс в XVIII - середине
XIX вв. Промышленный переворот. Развитие
капиталистических
отношений
и
социальной
структуры индустриального общества в XIX в.
Различные модели перехода от традиционного к
индустриальному обществу в европейских странах.
Мировосприятие
человека
индустриального
общества. Формирование классической научной
картины мира. Особенности духовной жизни Нового
времени. Традиционные общества Востока в
условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в
конце XV - середине XIX вв.

3 Народы и
древнейшие
государства на
территории России.

2 ч.

4. Русь в IX – начале
XII в.

4 ч.

История России - часть всемирной истории.
Переход
от
присваивающего
хозяйства
к
производящему. Оседлое и кочевое хозяйство.
Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное
общество.
Великое
переселение
народов. Праславяне. Восточнославянские племенные
союзы и соседи. Занятия, общественный строй и
верования восточных славян.
Причины появления коррупции в России.
Коррупционная
составляющая
феодальной
раздробленности Древнерусского государства
Происхождение государственности у восточных
славян. Дань и подданство. Князья и дружина.
Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на
Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции.
Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние
Византии. Культура Древней Руси как один из
факторов образования древнерусской народности.

2. Новое время: эпоха
модернизации.

История России (46 ч.)

11

Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей.
Экономическое
превосходство
как
средство
обеспечивающее
централизацию
российского
государства
Брачные связи как коррупционное средство.
5. Русские земли и 6 ч
княжества в XII середине XV вв.

6 Российское
6 ч.
государство
во
второй
половине
XV-XVII вв.

Причины распада Древнерусского государства.
Крупнейшие земли и княжества. Монархии и
республики. Русь и Степь. Идея единства Русской
земли.
Образование
Монгольского
государства.
Монгольское нашествие. Включение русских земель в
систему управления Монгольской империи. Золотая
Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной
агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе
Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель.
Формы землевладения и категории населения. Роль
городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в СевероВосточной Руси. Москва как центр объединения
русских земель. Взаимосвязь процессов объединения
русских земель и освобождения от ордынского
владычества.
Зарождение
национального
самосознания.
Великое княжество Московское в системе
международных отношений. Принятие Ордой
ислама. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств.
Влияние внешних факторов на развитие русской
культуры.
Завершение объединения русских земель и
образование Российского государства. Свержение
золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль
церкви
в
государственном
строительстве.
Изменения в социальной структуре общества и
формах феодального землевладения. Особенности
образования централизованного государства в
России.
Рост
международного
авторитета
Российского государства. Формирование русского,
украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины
XVI в. Создание органов сословно-представительной
монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.
Учреждение
патриаршества.
Расширение
государственной территории в XVI в.
Смута.
Пресечение
правящей
династии.
12

7.

Россия в XVIII - 14
середине XIX вв.

8

Россия во второй
половине XIX начале XX вв.

14

Обострение социально-экономических противоречий.
Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы.
Рост территории государства. Юридическое
оформление крепостного права. Новые явления в
экономике: начало складывания всероссийского
рынка, образование мануфактур. Церковный раскол.
Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование
национального
самосознания.
Развитие культуры народов России в XV-XVII вв.
Усиление светских элементов в русской культуре
XVII в.
Превышение должностных полномочий.
Авторитаризм.
Формирование государственного механизма противодействия коррупции.
Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.
Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей.
Значение
фаворитизма
в
формировании
коррупционного поведения.
Петровские преобразования. Провозглашение
империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в
господствующее
сословие.
Сохранение
крепостничества в условиях модернизации. Россия в
период
дворцовых
переворотов.
Упрочение
сословного общества. Реформы государственной
системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой
половине XIX вв.: господство крепостного права и
зарождение капиталистических отношений. Начало
промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов.
Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский
утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII
в. Отечественная война 1812 года. Имперская
внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской
и мировой культурой XVIII - первой половины XIX
вв.
Реформы 1860-1870 годов. Отмена крепостного
права. Развитие капиталистических отношений в
промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение
остатков крепостничества. Самодержавие, сословный
строй и модернизационные процессы. Политика
контрреформ.
Российский
монополистический
капитализм и его особенности. Роль государства в
экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте.
13

Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание
экономических и социальных противоречий в
условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и
общественные движения в России на рубеже веков.
Революция
1905-1907
годов.
Становление
российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй
половине XIX - начале XX вв. Развитие системы
образования, научные достижения российских
ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике
Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русскояпонская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны
на российское общество.
Сословная система как причина социального неравенства.
Государственные реформы социальной системы общества.
Революционные
настроения
как
форма
общественного противодействия коррупционному
произволу.
70 ч.

Итого

11 класс
№
п/п

Раздел, тема

Количест
во часов

Содержание

Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в. (24 часа)
1.

От Новой к
Новейшей истории:
пути развития
индустриального
общества.

16 ч.

Научно-технический прогресс в конце XIX последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР.
Циклы экономического развития стран Запада в конце
XIX - середине XX вв. От монополистического
капитализма к смешанной экономике. Эволюция
собственности,
трудовых
отношений
и
предпринимательства.
Изменение
социальной
структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIXXX вв. и поиск новых моделей общественного
развития.
Социальный
либерализм,
социалдемократия,
христианская
демократия.
Демократизация общественно-политической жизни и
развитие правового государства. Молодежное,
антивоенное,
экологическое,
феминистское
движения. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на
14

рубеже 1960-1970 гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в.
Историческая
природа
тоталитаризма
и
авторитаризма новейшего времени. Маргинализация
общества в условиях ускоренной модернизации.
Политическая
идеология
тоталитарного
типа.
Государственно-правовые системы и социальноэкономическое развитие общества в условиях
тоталитарных и авторитарных диктатур.
"Новые индустриальные страны" Латинской
Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и
демократия в политической жизни, экономические
реформы. Национально-освободительные движения и
региональные особенности процесса модернизации в
странах Азии и Африки.
Основные
этапы
развития
системы
международных отношений в конце XIX - середине
XX вв. Мировые войны в истории человечества:
социально-психологические,
демографические,
экономические
и
политические
причины
и
последствия.
Общественное сознание и духовная культура в
период
Новейшей
истории.
Формирование
неклассической
научной
картины
мира.
Мировоззренческие основы реализма и модернизма.
Технократизм и иррационализм в общественном
сознании XX в.
2.

Человечество
на
этапе перехода к
информационному
обществу.

8 ч.

Дискуссия
о
постиндустриальной
стадии
общественного
развития.
Информационная
революция
и
становление
информационного
общества. Собственность, труд и творчество в
информационном
обществе.
Особенности
современных социально-экономических процессов в
странах
Запада
и
Востока.
Глобализация
общественного развития на рубеже XX-XXI вв.
Интернационализация экономики и формирование
единого
информационного
пространства.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в
современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI
вв. "Неоконсервативная революция". Современная
идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия
и церковь в современной общественной жизни.
Экуменизм. Причины возрождения религиозного
фундаментализма
и
националистического
экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного
общества. Изменения в научной картине мира.
Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль
15

элитарной и массовой культуры в информационном
обществе.
История России(46 ч.)
3.

Революция
и
Гражданская война
в России.

10 ч.

4

СССР в 1922-1991
годы.

26 ч.

Революция 1917 года. Временное правительство и
Советы.
Тактика
политических
партий.
Провозглашение и утверждение советской власти.
Учредительное
собрание.
Брестский
мир.
Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция.
Политические программы участвующих сторон.
Политика "военного коммунизма". "Белый " и
"красный " террор. Российская эмиграция.
Образование СССР. Выбор путей объединения.
Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической
модернизации общества. Концепция построения
социализма в отдельно взятой стране. Культ
личности
И.В.Сталина.
Массовые
репрессии.
Конституция 1936 года.
Причины свертывания новой экономической
политики.
Индустриализация.
Коллективизация.
"Культурная революция". Создание советской
системы образования. Идеологические основы
советского общества.
Дипломатическое
признание
СССР.
Внешнеполитическая
стратегия
СССР
между
мировыми войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы
военных действий. Советское военное искусство.
Героизм советских людей в годы войны.
Партизанское движение. Тыл в годы войны.
Идеология и культура в годы войны. СССР в
антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй
мировой войне.
Восстановление
хозяйства.
Идеологические
кампании конца 40-х годов. Складывание мировой
социалистической системы. "Холодная война" и ее
влияние на экономику и внешнюю политику страны.
Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд
КПСС. Экономические реформы 1950-1960 годов,
причины их неудач. Концепция построения
коммунизма.
Теория
развитого
социализма.
Конституция
1977
года.
Диссидентское
и
правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 19501980 годах. Наука и образование в СССР.
16

5

Российская
Федерация (19912003 годы).

Итого

10 ч

"Застой". Попытки модернизации советского
общества
в
условиях
замедления
темпов
экономического роста. Политика перестройки и
гласности. Формирование многопартийности. Кризис
коммунистической идеологии. Межнациональные
конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах
второй половины XX в. Достижение военностратегического паритета СССР и США. Политика
разрядки. Афганская война. Причины распада СССР.
Становление
новой
российской
государственности. Августовские события 1991 года.
Политический кризис сентября-октября 1993 года.
Конституция Российской Федерации 1993 года.
Межнациональные
и
межконфессиональные
отношения в современной России. Чеченский
конфликт. Политические партии и движения
Российской Федерации. Российская Федерация и
страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их
последствия.
Российская культура в условиях радикального
преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и
формировании современной международно-правовой
системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 года. Курс на
укрепление
государственности,
экономический
подъем, социальную и политическую стабильность,
укрепление национальной безопасности, достойное
для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших
времен до наших дней. Значение изучения истории.
Опасность фальсификации прошлого России в
современных условиях. Фальсификация новейшей
истории России - угроза национальной безопасности
страны Партийная коррупция как самостоятельное
направление коррупционного поведения.

70 ч.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
Учебно-методическая литература
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России. Конец XVII-XIX в.: Учебник
для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2013.
2. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в.: учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
3. Загладин Н.В., С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. История Отечества XX –
начало XXI в.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учебных учреждений. – М.: «ТИД
«Русское слово», 2012.
17

4. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.:
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Русское слово», 2012.
5. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века:
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2013.
Дополнительная литература
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века:
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013;
2. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России. XVIII-XIX века:
учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2013.
Электронные пособия
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2014.
2. История Отечества. 882—1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс.
Современный гуманитарный университет. — М., 2013.
3. Энциклопедия истории России. 862—1917. Мультимедийная программа. — Коминфо,
2013.
Печатные пособия
1. Атлас по истории России (с древнейших времен до конца. XV в.) с комплектом контурных
карт
2. Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт
3. Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт
4. Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт
5. Атлас по истории России
6. Атлас по Всеобщей истории
7. Карты, картографические схемы, анимационные картосхемы по истории России и всеобщей истории
Электронные образовательный ресурсы
1. www.mega.km.ru/bes_98/content.asp Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия
2. http://biography.globala.ru Биографии известных людей
3. http://www.hrono.info Всемирная история в интернете
4. http://www.lensart.ru Художественные фотографии
5. http://historydoc.edu.ru Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного
6. http://his.1september.ru
7. Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
8. http://school-collection.edu.ru/collection Тематические коллекции по истории Единой коллекции
9. http://hist.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников
10. http://www.teacher.syktsu.ru Инновационные технологии в гуманитарном образовании: материалы
11. по преподаванию истории
12. http://www.hrono.ru Проект ХРОНОС — Всемирная история в Интернете

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».