Рабочая программа учебного предмета Обществознание (включая экономику и право) 10-11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.7 к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание
(включая Экономику и Право)»
10-11 классы

п. Ключевая
2019

Содержание
стр.
1.
Пояснительная записка. ----------------------------------------------------------------------------------- 3
2.
Требования к уровню подготовки выпускников ----------------------------------------------------- 4
3.
Основное содержание учебного предмета «Обществознание (включая Экономику и
Право)» ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6
4.
Тематическое планирование учебного предмета «Обществознание (включая Экономику и
Право)» ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 9
5.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности. -------------------------------------------------------------------------------------------------------12

2

1. Пояснительная записка.
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
редации от 7 мая 2013 г.);
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
-Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки
России от 5 марта 2004 года № 1089
-О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки
России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320;
приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10
ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ
Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015
года N 609.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ
Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011
г., рег. № 19682);
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010
г. № 2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676);
-Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в
Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993);
-Основная образовательная программа среднего общего образования;
-Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач
в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами
3

поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
Эти цели реализуются в процессе решения следующих задач:
- развивать личность в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, правовое
самосознание, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развивать систему знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин
в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
- развивать умения получать и критично осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; способствовать освоению способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других
людей с нормами поведения, установленными законом; содействие правовыми способами и
средствами защиты правопорядку в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Интегрированный учебный предмет «Обществознание» включает разделы «Экономика» и
«Право». Содержание учебного предмета «Обществознание (включая Экономику и Право)»
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в
целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика,
духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология,
экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все
означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с
другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения
людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения
людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических
ценностей.
Место учебного предмета «Обществознание (включая Экономику и Право)»
в учебном плане
На изучение учебного предмета в 10-11 классах отводится 140 часов, из расчета 2 учебных
часа в неделю в каждом классе.
Класс
Количество часов
10
70
11
70
Итого:
140
2. Требования к уровню подготовки выпускников.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
4

В результате обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг
общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями,
навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является
необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование
элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа. Исследование
несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик
изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки
и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской
работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами
исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на
вопрос: «Что произойдёт, если…?»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной
деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование
полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов,
явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация
оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств,
умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод
информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации. Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на
самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.). Свободна работа с текстами художественного, публицистического и
официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств
массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного
текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное
оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учёт мнения других
людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные
усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей
цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,
учёт индивидуальности партнёров по деятельности, объективное определение своего вклада в
общий результат.
5

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в
практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою
гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне
ученик должен
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и
др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации,
с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
6

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
3. Содержание учебного предмета «Обществознание (включая Экономику и Право)»
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и
деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур . Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение.
Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные
особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия.
Искусство. Мораль. Право.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного
развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного
прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и
предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство.
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему
государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.
Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный
конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь
как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

7

Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции.
Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические
партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества.
Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей,
свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами
государства.
Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.
Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и
социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.
Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина,
гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение.
Политическое участие. Политическое лидерство.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.
Коррупция – социально опасное явление.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности
административной
юрисдикции.
Особенности
уголовного
процесса.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности.
8

Мотивы коррупционного повеления.
Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды,
ответственность.
4. Тематическое планирование учебного предмета «Обществознание (включая Экономику
и Право)»
10 класс
Колич
№
ество
Раздел, тема
Содержание
п/п
часов
«Обществознание (включая Экономику и Право)» (70 ч.)
I. Человек как творец и творение культуры. (19 ч.)
1 Человек как
19 ч.
Человек как результат биологической и социокультурной
творец и
эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры.
творение
Многообразие культур . Потребности и интересы. Свобода
культуры.
и необходимость в человеческой деятельности. Виды
человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема
познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука.
Основные особенности научного мышления. Естественные и
социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство.
Мораль. Право.
II. Общество как сложная динамическая система (7 ч.)
2. Многовариантно 5 ч.
Системное строение общества: элементы и подсистемы.
сть
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
общественного
Основные институты общества Многовариантность
развития.
общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом
угроз и вызовов XXI века.
3. Экономика.

2 ч.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и
факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные
структуры.
Политика
защиты
конкуренции
и
антимонопольное законодательство.
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции
на экономическую систему государства. Экономические
предпосылки коррупционных явлений.
III. Правовое регулирование общественных отношений (3 ч.)
5. Право.
3 ч.
Право в системе социальных норм. Система российского
права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Понятие
коррупции.
Противодействие
коррупции.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
IV. Социальные отношения (18 ч.)
Социальная
18 ч
Социальные
группы.
Социальная
стратификация.
сфера.
Социальный
конфликт.
Виды
социальных
норм.
Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь
как
социальная
группа,
особенности
молодежной
9

субкультуры.
V. Политика как общественное явление.(13 ч.)
Политика как
13 ч.
Понятие власти, государство, его функции. Политическая
общественное
система. Типология политических режимов. Демократия, ее
явление
основные ценности и признаки. Гражданское общество и
государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России. Политические партии и движения.
Средства массовой информации в политической системе
общества. Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской
Федерации. Избирательная кампания в Российской
Федерации.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Политические гарантии защиты от коррупции:
многопартийность, разделение властей, свобода средств
массовой информации; право граждан участвовать в
управлении делами государства.
VI. Человек в системе общественных отношений. (10 ч.)
7. Человек и
10 ч.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация
общественные
индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском
отношения
возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида
и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и
предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся
поведение и его типы.
Общественная
значимость
и
личностный
смысл
образования. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и
политическое
поведение.
Политическое
участие.
Политическое лидерство.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию
современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для
общественных институтов.
Коррупция – социально опасное явление.
Итого

70 ч.
11 класс

№
п/п

Раздел, тема

Колич
ество
часов

Содержание

«Обществознание (включая Экономику и Право)» (70 ч.)
I.Общество как сложная динамическая система (26 ч.)
1. Человек и
26 ч.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
экономика.
Постоянные и переменные затраты. Основные источники
10

финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды,
причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в
области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага.
Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие
ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические
циклы. Основы денежной и бюджетной политики
государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические
проблемы. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика Российской Федерации.
II. Социальные отношения (16 ч.)
2. Проблемы
16 ч.
социальнополитической и
духовной жизни

Этнические общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации.
III. Правовое регулирование общественных отношений (28 ч.)
3. Человек и закон.
28 ч.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство
Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность,
альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые
формы
и
правовой
режим
предпринимательской
деятельности.
Имущественные
права.
Право
на
интеллектуальную
собственность.
Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
Правила
приема
в
образовательные
учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Правовые
основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и
принципы
гражданского
процесса.
Особенности
административной юрисдикции. Особенности уголовного
процесса. Конституционное судопроизводство.
Правомерное поведение – как жизненный ориентир и цен11

ность.
Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности.
Мотивы коррупционного повеления.
Итого

70 ч.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
1. Обществознание 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /
[Л.Н. Боголюбов, А.В. Белявский, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:
«Просвещение», 2014.
2. Обществознание 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /
[Л.Н. Боголюбов, А.В. Белявский, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:
«Просвещение», 2014.
Электронные пособия
1. Библия (CD-ROM).
2. Обществознание, практикум. Учебное электронное издание. Новый диск (CD-ROM).
3. Сокровища мирового искусства. DirectMEDIA (CD-ROM).
Методическая литература
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и
поступающих в вузы: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2013.
2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых реальных тестов. – М.: ООО
«Издательство Астрель», 2013.
3. Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя /
Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:
Просвещение, 2014.
4. Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Человек и общество»
Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Ивановой / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград:
Учитель, 2013.
5. Обществознание. Контрольные измерительные материалы единого государственного
экзамена в 2015 г. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2015.
6. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Под редакцией
П.А. Баранова. – М.: АСТ Астрель, 2015.
7. Тесты. Обществознание 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. –
М.: Центр тестирования МО РФ, 2013.
Электронные образовательные ресурсы
1. Законодательство России http://www.labex.ru
2. Молодежные движения и субкультуры http://subculture.narod.ru
3. Научно-образовательный портал «Наука и образование» http://originweb.info
4. Общественно-политический журнал Федерального собрания «Российская Федерация
сегодня» http://www.russia-today.ru
5. Права и дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
6. Социология http://socio.rin.ru
7. Толерантность: декларация принципов http://www.tolerance.ru/
8. Академия «Гражданское общество» http://www.academy-go.ru
9. Библиотека философии и религии http://filosofia.ru
10. Гражданское общество — детям России http://www.detirossii.ru

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».