Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая (МКОУ СОШ п. Ключевая) Приложение № 1.14 к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа учебного предмета «Технология» 10-11 классы п. Ключевая 2019 Содержание Стр. 1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3 2.Требования к уровню подготовки выпускников………………………………………………….4 3.Содержание учебного предмета «Технология»…………………………………………………...5 4.Тематическое планирование учебного предмета «Технология»…………………………………6 5.Учебно-методическое и материальн6о-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………………………………………...7 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В качестве нормативно-правовой основы рабочей программы выступают следующие нормативно-правовые документы: -Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 7 мая 2013 г.); -Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; -Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 года № 1089 -О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 3 июня 2008 года N 164;приказМинобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320;приказМинобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643;приказМинобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69;приказМинобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609. -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., рег. № 19682); -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676); -Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993); -Устав МКОУ СОШ п. Ключевая; -Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения; -Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Т рудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5 -е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2010 г. -Авторская рабочая программа по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под ред. В.Д. Симоненко - 2011 г. (Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом.) Изучение технологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; - овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; - развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования 3 материальных объектов или услуг, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; - воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии; - подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный предмет, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на деятельность в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Программа учебного предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления позволяет вводить в образовательную деятельность ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации. Программа разработана для совместного обучения юношей и девушек 10 - 11 классов. Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа учебного предмета «Технология» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов и рассчитана на 70 часов, по 35 часов – 1 час в неделю. 2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен Знать и понимать: - влияние технологий на общественное развитие; - составляющие современного производства товаров или услуг; - способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду; - способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; - основные этапы проектной деятельности; 4 - источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Уметь: - оценивать потребительские качества товаров и услуг; - изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг; - составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; - использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности; - проектировать материальный объект или услугу, оформлять процесс и результаты проектной деятельности; - организовывать рабочие места, выбирать средства и методы реализации проекта; - выполнять изученные технологические операции; - планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; - уточнять и корректировать профессиональные намерения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проектирования материальных объектов или услуг, повышения эффективности своей практической деятельности, организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; - решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; - самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; - рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; - составления резюме и проведения самопрезентации; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Учебный процесс на занятиях по технологии строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности и ориентирован на профессиональное самоопределение учащихся. Производство, труд и технологии Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда . Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий, утилизация отходов, рациональное размещение производства. Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда, этика взаимоотношений в трудовом коллективе, формы творчества в труде. Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование 5 функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности. Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда. Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг. Профессиональное самоопределение и карьера Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений. 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Разделы и темы Количество часов 10 класс 11класс Раздел 1. Производство, труд и технологии 13 Технология как часть общечеловеческой культуры. 3 Влияние технологий на общественное развитие. 2 Современные технологии материального производства, 4 сервиса и социальной сферы. Производство и окружающая среда. 4 Организация производства 9 Структура современного производства. 4 Нормирование и оплата труда. 2 Научная организация труда. 3 Раздел 2. Технология проектирования и создания 17 12 материальных объектов или услуг Проектирование в профессиональной деятельности. 4 Информационное обеспечение процесса проектирования. 4 Определение потребительских качеств объекта труда Нормативные документы и их роль в проектировании. 4 Проектная документация. 2 Введение в психологию творческой деятельности. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. 2 Функционально - стоимостной анализ. 2 6 Разделы и темы Количество часов 10 класс 11класс 4 4 1 2 5 8 4 Основные закономерности развития искусственных систем. Защита интеллектуальной собственности. Анализ результатов проектной деятельности Презентация результатов проектной деятельности Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования Планирование профессиональной карьеры 4 Творческая проектная деятельность 5 6 ИТОГО 35 35 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебники (автор, год издания, издательство) 1.Технология 10 класс, под редакцией В.Д.Симоненко, М. издательский центр «ВентанаГраф», 2006 г 2.Технология 11 класс, под редакцией В.Д.Симоненко, М. издательский центр «ВентанаГраф», 2007 г 3. Технология 10-11 класс, под редакцией В.Д.Симоненко, М. издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г (электронный) Методические материалы 1. Проектная деятельность учащихся, технология 5-11 класс, Л.Н. Морозова, издательство учитель, 2008 г. 2. «Как правильно выбрать профессию. Методики.Тесты. Рекомендации», О.В. Козловский, учитель, 2006 г 3. Оцека качества по технологии, М., Дрофа, 2002 г 4. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко, А.Н. Бобровская, учитель, 9 класс, 2009 г. 5. «Неделя технологии в начальной и средней школе», О.В. Павлова, издательство учитель, 2009 г. 6. «Профессии работников сферы обслуживания», под редакцией И.Ю. Ляпиной, М., 2004 г. 7. «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников», Н.С. Пряжников, М. издательство «Первое сентября», 2004 г. Электронные образовательные ресурсы: Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). ЦОР - http://aspirant.informika.ru/ http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета. http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ. http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России. 7 http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей. http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник. http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка. http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс. http://www.vestnik.edu.ru - Сайт электронного журнала «Вестник образования» http://rusolymp.ru/ - Всероссийская олимпиада школьников http://www.prosv.ru - Издательство "«Просвещение»". http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука". http://www.piter.com - Издательство "Питер" 8