Рабочая программа элективного курса Малые жанры новейшей русской литературы 10 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.22 к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
Элективного курса
«Малые жанры новейшей русской литературы»
10 класс

п. Ключевая
2019

Содержание
Стр.
1.Пояснительная записка
3
2.Требования к уровню подготовки выпускников
5
3.Содержание элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы»
5
4.Тематическое планирование учебного предмета «Литература»
7
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 9

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы» для 10
класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
от 7 мая 2013 г.);
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
-Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5
марта 2004 года № 1089
-О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:приказ Минобрнауки России
от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320; приказ
Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10 ноября
2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ
Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015
года N 609.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ Минобрнауки
России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., рег. №
19682);
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106
(зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676);
-Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в
Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993);
-Основная образовательная программа среднего общего образования;
-Устав МКОУ СОШ п. Ключевая.
- Рабочая программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы»
разработана на основе авторской программы Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух «Малые жанры новейшей
русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10 – 11 классы». М.: Мнемозина, 2009.
Русская педагогика считает формирование критического мышления одним из основных
достижений школьного обучения (П. Ф. Коштерев, 1849—1922; П.П. Блонский, 1884—
1941 и др.). Характерными особенностями критического мышления являются открытость новым
идеям, рефлексия, определение собственных критических суждений, осознание разницы между
возможно правильным и неправильным. Критическая мысль помогает постигать смысл новых
идей, создаёт пространство общественного мнения вокруг них.
В становлении и развитии критического мышления и формировании читательской позиции
школьников особую роль может сыграть рецензирование художественных произведений. Рецензия - это оценочный вид информации, имеющий адресатом другого читателя или слушателя;
она предполагает критический анализ и оценку новинок литературы. В «Великой дидактике» Я.А.
Каменский определил обращённую речь как катализатор мышления. JI.С. Выготский
предположил, что более высокий уровень мышления возникает из диалога между людьми.
Рецензируя, учащиеся осваивают различные приёмы воздействия на читателя и слушателя:
развивают на протяжении всей рецензии определённый тезис; сопоставляют разные произведения
и явления общественной жизни; ведут полемику с представителями иной точки зрения,
аргументируют собственную позицию. Всесторонний анализ художественного произведения при
этом не является обязательным, автор рецензии выделяет лишь те аспекты, которые кажутся ему
3


























существенными для обоснования своей точки зрения. Рецензирование произведений может
завершиться диалогом, диспутом, где представляются различные читательские позиции.
Таким образом, работа над рецензированием художественного произведения даёт возможность
школьникам сформировать личное суждение о тексте, критически отнестись к другим точкам
зрения, вернуться к исходной позиции и скорректировать собственный взгляд на прочитанное.
Предлагаемый элективный курс предназначен для старшеклассников в общеобразовательных
школах в целях подготовки к выпускному экзамену за курс средней школы и к вступительному
экзамену в вуз.
Основная цель элективного курса - развитие критического мышления старшеклассников и
формирование собственной читательской позиции.
К новейшей литературе причисляют произведения конца XX - начала XXI века. «Малые»
прозаические жанры (рассказ, новелла) - оптимальное методическое пространство для продуктивного обучения рецензированию.
Элективный курс решает следующие задачи:
организует самостоятельное чтение старшеклассников;
знакомит с особенностями литературы конца XX - начала XXI века на материале малых жанров;
развивает умения анализировать литературное произведение;
активизирует мыслительные способности школьников, умение анализировать, сопоставлять,
обобщать и делать выводы;
актуализирует личностные качества старшеклассника, умение использовать собственный
жизненный и читательский опыт;
формирует умение создавать рецензии, исследовательские работы, литературные проекты и
разнообразные творческие произведения.
При отборе литературного материала учитывалась эстетическая ценность произведений, а также
общественное и международное признание создавших их авторов (участие писателей в
современных литературных конкурсах).
Работа по программе данного элективного курса обеспечивается учебно-методическими
пособиями: «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования» (М.: Мнемозина,
2006). В программе имеется список литературы для учителя.
Содержание программы определило структуру учебных пособий, которые включают:
учебные статьи «Из истории рассказа», «Учимся рецензировать», «Фантастическое в литературе»,
«Рецензирование фантастических произведений»;
вопросы и задания для учащихся, сгруппированные в разделы: «Читаем, анализируем,
рецензируем», «Дополнительные задания», «Круглые столы, дискуссии и литературные проекты»;
рекомендации для самостоятельного чтения;
сведения о биографии и творческом пути писателей;
аннотации современных литературных премий и конкурсов;
словарь понятий и терминов.
Элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Формы проведения занятий:
чтение и обсуждение прочитанных произведений;
практикум по обучению рецензированию,
дискуссия и полемика;
круглый стол;
творческий практикум;
ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.
Виды организации деятельности учащихся:
индивидуальная,
парная,
групповая работа,
дифференцированное обучение.
4















Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.
В связи с существованием литературного процесса в сети Интернета в программу включены
задания, которые побуждают школьников к поискам материалов о любимом писателе и написанию откликов о прочитанных книгах.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства
языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные
темы.
развитие логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.
Элективный курс безотметочный.
3.Содержание программы
Введение
Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества конца XX — начала XXI века.
Из истории рассказа. Многообразие «малых» жанров прозы.
Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты вступления. Способы построения основной
части и типы авторской аргументации. Оценочный аспект рецензии. Требования к заключению.
Языковые структуры, используемые для написания рецензии.
Г. Я. Бакланов. «Нездешний»
Смысл понятия, вынесенного в название. Жизнь современного общества и проблематика рассказа.
Внутренняя жизнь героев. Своеобразие композиции. Традиции писателей XIX века в изображении
войны на Кавказе. Обсуждение рецензии критика Д. Рудановской.
Написание вступления к рецензии на рассказ «Нездешний».
В. Г. Распутин. «Изба»
Особенности изображения национального характера. Тема городской и деревенской жизни. Смысл
названия рассказа, своеобразие сюжета и авторский замысел. Особенности языка и композиции
произведения.
Написание рецензии на рассказ «Изба».
В. С. Маканин. «Ключарёв и Алимушкин»
Переживания героев и их судьбы. Проблема сохранения личности. Особенности построения
рассказа и замысел автора. Смысл заключительных слов произведения. Соединение бытовой
реальности и аллегории, социальной проблематики и притчи.
Написание рецензии на рассказ «Ключарёв и Алимушкин».
Л.С.Петрушевская . «Дядя Гриша». «Слова».
Проблемы современной жизни и аспекты человеческих взаимоотношений, интересующие
писателя. Образы повествователей в рассказах Л.Петрушевской. Литературные критики и
читатели о произведениях Л.Петрушевской. жизни.
Л.Е.Улицкая. Цю-юрих.
5

Внутренняя жизнь героини и события внешнего мира. Роль конкретной детали в
повествовании.Характер героини и способы выражения авторского отношения.
Смысл названия произведения и его место в цикле «Межвременье». Черты конкретноисторического времени и вневременные процессы, интересующие писателя.
Е.А.Попов. Тихоходная барка «Надежда».
Смысл названия рассказа. Своеобразие повествовательной манеры писателя. Особенности фабулы
и сюжета в рассказах Е.Попова. Размышление над высказываниями литературных критиков
А.Ремезера и В.Курицына о творчестве писателя.
Т. Н. Толстая. «Соня».
Способы создания характера героини. Своеобразие финала рассказа и его роль в авторском
замысле. Многозначность деталей в произведении Т. Толстой. Смысл названия рассказа.
Размышления над высказыванием критика М. Ремизовой о писательской манере Т. Толстой.
А.З. Хургин. «Виолончель Погорельского».
Языковая манера А.Хургина и степень её обусловленности в рассказе. Внешние события и
внутренняя жизнь героев в произведении А. Хургина.
М. Л. Москвина. «Куда бежишь, тропинка милая...»
Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского городка. Лирическая интонация произведения.
Высказывание писателя Д. Рубиной о способах отражения авторского отношения к героям.
М. А. Вишневецкая «Брысь, крокодил!»
Взаимоотношения детей и взрослых. Позиция повествователя в рассказе. Предметный мир и
художественное время произведения. Кульминация и её роль в авторском замысле.
Предназначение человека.
А. В. Дмитриев.«Пролетарий Елистратов».
Нравственный выбор героев. Смысл финала и перспективы жизни героя. Художественное время и
пространство произведения: соотношение прошлого и настоящего.
А. И. Слаповский «Чернильница».
Жизненная позиция писателя. Ироническое и юмористическое в рассказе. Особенности
композиции, образы автора и рассказчика.
Исследовательская работа «Традиции и новаторство. Произведения «малых» жанров в
произведениях писателей конца XX – начала XXI века».
Н.М.Кононов. Микеша.
Проблематика рассказа. Рамочные компоненты текста : эпиграф и варианты заглавия. Реплики
читателей о повествовательной манере Н. Кононова, определение собственной читательской
позиции.
С. Солоух (псевдоним писателя В. Ф. Советова). «Поединок».
Тип повествования в рассказе. Читатели и специалисты об особенностях повествовательной
манеры С. Солоуха. Тема второго рождения в рассказе. Смысл названия произведения.
Определение собственной точки зрения.
В.О.Пелевин .
Рассказ «Жизнь и приключения сарая Номер XII».
Цитирование строк «Нового Завета». Интертекстуальные связи и авторская установка в начале
произведения.
Бытовые предметы и предметы-символы в тексте. Смысл кульминации и финала рассказа в
развитии авторского замысла. Читательские ассоциации, вызванные сценой гибели главного героя.
Р. Б. Халиков. «Жёлтое платье».
Семантика «жёлтого» в рассказе «Жёлтое платье». Связь предметного мира и внутренней жизни
героя. Общая интонация рассказа и способы выражения авторской позиции.
Написание заключения к рецензии на рассказ «Жёлтое платье».
А. В. Геласимов. «Нежный возраст».
Традиция обращения к дневниковым записям как способу организации повествования в
литературе. Смысл названия и проблема «отцов» и «детей» в рассказе. Значение понятий
«гармония» и «хаос», «жизнь» и «смерть» в контексте произведения.
6

Обсуждение рецензии М. Ремизовой на рассказ «Нежный возраст».
Р. В. Сенчин. «В обратную сторону».
Смысл названия произведения. Индивидуальное и типическое в рассказе. Определение своей
точки зрения.
Исследовательская работа «Мотив дороги как мотив испытания в рассказах писателей XX века».
Повторение изученного материала

Закрепление и систематизация изученного материала.
«Защита проектной работы «Мой любимый современный писатель».
4.Тематическое планирование элективного курса «Малые жанры новейшей русской
литературы»
10 класс (105 часов)
№
Автор, произведение
Содержание
Кол-во
п/п
часов
1
Введение
Литературная и общественная ситуации в жизни 2
русского общества конца XX — начала XXI века. Из
истории рассказа. Многообразие «малых» жанров
прозы.
Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты
вступления. Способы построения основной части и
типы авторской аргументации. Оценочный аспект
рецензии. Требования к заключению. Языковые
структуры, используемые для написания рецензии.
2
Смысл понятия, вынесенного в название. Жизнь 1
Г. Я. Бакланов.
современного общества и проблематика рассказа.
«Нездешний»
Внутренняя жизнь героев. Своеобразие композиции.
Традиции писателей XIX века в изображении войны
на Кавказе. Обсуждение рецензии критика Д.
Рудановской.
Написание вступления к рецензии на рассказ
«Нездешний».
3
Особенности изображения национального характера. 2
В. Г. Распутин.
Тема городской и деревенской жизни. Смысл
«Изба»
названия рассказа, своеобразие сюжета и авторский
замысел. Особенности языка и композиции
произведения.
Написание рецензии на рассказ «Изба».
4
Переживания героев и их судьбы. Проблема 1
В. С. Маканин.
сохранения личности. Особенности построения
«Ключарёв и
рассказа и замысел автора. Смысл заключительных
Алимушкин»
слов произведения. Соединение бытовой реальности
и аллегории, социальной проблематики и притчи.
Написание рецензии на рассказ «Ключарёв и
Алимушкин».
5
Проблемы
современной
жизни
и
аспекты 2
Л.С.Петрушевская.
«Дядя Гриша». «Слова». человеческих взаимоотношений, интересующие
писателя. Образы повествователей в рассказах
Л.Петрушевской. Литературные критики и читатели
о жизни и произведениях Л.Петрушевской.
6
Внутренняя жизнь героини и события внешнего 2
Л.Е.Улицкая.
мира. Роль конкретной детали в повествовании.
«Цю-юрих»
Характер героини и способы выражения авторского
7

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

отношения.
Смысл названия произведения и его место в цикле
«Межвременье». Черты конкретно-исторического
времени и вневременные процессы, интересующие
писателя.
Смысл
названия
рассказа.
Своеобразие
Е.А.Попов.
повествовательной манеры писателя. Особенности
« Тихоходная барка
фабулы и сюжета в рассказах Е.Попова.
«Надежда»
Размышление над высказываниями литературных
критиков А.Ремезера и В.Курицына о творчестве
писателя.
Т. Н. Толстая.
Способы создания характера героини. Своеобразие
финала рассказа и его роль в авторском замысле.
«Соня»
Многозначность деталей в произведении Т. Толстой.
Смысл названия рассказа.
Размышления над высказыванием критика М.
Ремизовой о писательской манере Т. Толстой.
Языковая манера А.Хургина и степень её
А.З.Хургин.
обусловленности в рассказе. Внешние события и
«Виолончель
внутренняя жизнь героев в произведении А.
Погорельского»
Хургина.
Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского
М. Л. Москвина.
«Куда бежишь, тропинка городка. Лирическая интонация произведения.
Высказывание писателя Д. Рубиной о способах
милая...»
отражения авторского отношения к героям.
Взаимоотношения детей и взрослых. Позиция
М. А. Вишневецкая.
повествователя в рассказе. Предметный мир и
«Брысь, крокодил!»
художественное время произведения. Кульминация и
её роль в авторском замысле.
«Предназначение человека».
Нравственный выбор героев. Смысл финала и
А. В. Дмитриев.
перспективы жизни героя. Художественное время и
«Пролетарий
пространство произведения: соотношение прошлого
Елистратов»
и настоящего.
Жизненная позиция писателя. Ироническое и
А. И. Слаповский.
юмористическое
в
рассказе.
Особенности
«Чернильница»
композиции, образы автора и рассказчика.
Исследовательская работа «Традиции и новаторство.
Произведения «малых» жанров в произведениях
писателей конца XX – начала XXI века».
Проблематика рассказа. Рамочные компоненты
Н.М.Кононов.
текста: эпиграф и варианты заглавия. Реплики
«Микеша»
читателей о повествовательной манере Н. Кононова,
определение собственной читательской позиции.
С. Солоух (псевдоним
Тип повествования в рассказе. Читатели и
писателя В. Ф. Советова). специалисты об особенностях повествовательной
манеры С. Солоуха. Тема второго рождения в
«Поединок»
рассказе.
Смысл
названия
произведения.
Определение собственной точки зрения.
Цитирование
строк
«Нового
Завета».
В.О.Пелевин.
Интертекстуальные связи и авторская установка в
Рассказ «Жизнь и

1

1

1

2

2

2

2

1

2

2
8

приключения сарая
Номер XII».

Р. Б. Халиков.
«Жёлтое платье»
А. В. Геласимов.
«Нежный возраст»

Р. В. Сенчин.
«В обратную сторону»

Повторение изученного
материала

начале произведения.
Бытовые предметы и предметы-символы в
тексте.Смысл кульминации и финала рассказа в
развитии
авторского
замысла.
Читательские
ассоциации, вызванные сценой гибели главного
героя.
Семантика «жёлтого» в рассказе «Жёлтое платье».
Связь предметного мира и внутренней жизни героя.
Общая интонация рассказа и способы выражения
авторской позиции.
Традиция обращения к дневниковым записям как
способу организации повествования в литературе.
Смысл названия и проблема «отцов» и «детей» в
рассказе. Значение понятий «гармония» и «хаос»,
«жизнь» и «смерть» в контексте произведения.
Обсуждение рецензии М. Ремизовой на рассказ
«Нежный возраст».
Смысл названия произведения. Индивидуальное и
типическое в рассказе. Определение своей точки
зрения.
Исследовательская работа «Мотив дороги как мотив
испытания в рассказах писателей XX века».
Закрепление
и
систематизация
изученного
материала.
«Защита проектной работы «Мой любимый
современный писатель».

2

3

3

1

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. «Малые жанры новейшей русской литературы. Читаем, анализируем,
рецензируем. 10 – 11 классы». М.: Мнемозина, 2009.
2.«Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования» (М.: Мнемозина, 2006).

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».