Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая (МКОУ СОШ п. Ключевая) Приложение № 1.28 к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа элективного курса «Человек и общество» 11 класс п. Ключевая 2019 Содержание 1. 2. 3. 4. 5. стр. Пояснительная записка. --------------------------------------------------------------------------------------- 3 Требования к уровню подготовки обучающихся -------------------------------------------------------- 4 Содержание элективного курса «Человек и общество». ----------------------------------------------- 4 Тематическое планирование элективного курса «Человек и общество» --------------------------- 4 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. ----------------------------------------------------------------------------------------------------5 2 1.Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Человек и общество» составлена на основе нормативно-правовых документов: -Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редации от 7 мая 2013 г.); -Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; -Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 года № 1089 -О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320; приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609. -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., рег. № 19682); -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676); -Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993); -Устав МКОУ СОШ п. Ключевая; -Основная образовательная программа среднего общего образования; -Результаты анкетирования учащихся и их родителей (законных представителей) в мае 2015 г. -Авторская программа элективного курса «Человек и общество»: Честных Анна Анатольевна. Элективный курс «Человек и общество» безотметочный. Цель элективного курса «Человек и общество»: освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ. Задачи курса: 1) на основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся; 2) повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности; 3) способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции. Общая характеристика элективного курса «Человек и общество» Изучение обществознания в 10-11 классах предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты 3 обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников. Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учащихся аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 класса к правильному решению контрольно-измерительных материалов в формате ЕГЭ. Место элективного курса «Человек и общество» в учебном плане Элективный курс рассчитан на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю (в том числе: 1 полугодие - 17 занятий, II полугодие – 18 занятий). 2. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения элективного курса «Человек и общество» учащийся должен знать: -обществоведческую терминологию; -ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах; уметь/владеть: -способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям; -решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации; -способами работы с различными видами информации; -обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты; -выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах; -создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий. 3.Содержание элективного курса «Человек и общество» Общество. Системное строение общества. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Социальные институты. Человек. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности Познание. Истина и ее критерии. Относительность истины. Научное познание. Формы научного познания. Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Роль СМИ в современном обществе. Наука и ее роль в обществе. Роль религии в жизни общества. Тенденции духовной жизни современной России. Экономика. Экономика потребителя и производителя. Роль государства в экономике. Ценные бумаги. Деньги и денежная система государства. Регулирование спроса и предложения. Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица). Социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Неравенство и социальная стратификация. Социальный конфликт и пути его разрешения. Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств. Политика. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система государства. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международный механизм защиты прав человека в современном мире. Подготовка творческой работы. Защита творческой работы. 4.Тематическое планирование элективного курса «Человек о общество» № Колп/п Тема во Содержание темы часов Человек и общество (35 ч.) 4 1 Общество 6 ч. 2 Человек 3 ч. 3 Познание 3 ч. 4 Духовная жизнь общества 5 ч. 5 Экономика 6 ч. 6 Социальные отношения 4 ч. 7 Политика 3 ч. 8 Право 5 ч. Системное строение общества. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Социальные институты. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Истина и ее критерии. Относительность истины. Научное познание. Формы научного познания. Культура и духовная жизнь. Роль СМИ в современном обществе. Наука и ее роль в обществе. Роль религии в жизни общества. Тенденции духовной жизни современной России. Экономика потребителя и производителя. Роль государства в экономике. Ценные бумаги. Деньги и денежная система государства. Регулирование спроса и предложения. Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица). Социальные группы, их классификация. Неравенство и социальная стратификация. Социальный конфликт и пути его разрешения. Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств Власть, ее происхождение и виды. Политическая система государства. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международный механизм защиты прав человека в современном мире. Подготовка творческой работы. Защита творческой работы. 35 ч. Итого 5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебники 1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2014. 2. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2014. Учебные пособия 1. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT Астрель, 2013. 2. Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2012. 3. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2013. 4. Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2013. 5. ЕГЭ-2008-2009. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Эксмо, 2015. 6. задания ЕГЭ. Обществознание. – М.: ФИПИ, 2015. Методические пособия для учителя 1. Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. - 5 М.: Просвещение, 2013. 2. Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2013. Электронные образовательные ресурсы 1. www.pish.ru – методический портал «Преподавание обществознания в школе» 2. www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права». 6