Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая (МКОУ СОШ п. Ключевая) Приложение № 1.4 к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа учебного предмета «Родная литература на (русском языке)» (базовый уровень) 10-11 классы п. Ключевая 2020 1 Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература на (русском языке)» ………………………………………………………………………………...3 2. Содержание учебного предмета «Родная литература на (русском языке)» ……4 3. Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература на (русском языке)» …………………………………………………………………………………………..….5 2 Планируемые результаты освоения литература на (русском языке)» учебного предмета «Родная Выпускник на базовом уровне научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 3 • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Содержание учебного предмета «Родная литература на (русском языке)» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки. В первом блоке «Введение. Из древнерусской литературы» представлено содержание, изучение которого позволит понять, что «литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни» (Д.С.Лихачев), раскрыть взаимосвязь литературы и истории. Во втором блоке «Из русской литературы XIX века» представлены произведения, дающие возможность формировать ценностные ориентиры обучающихся. В третьем блоке «Из русской прозы XX века» собраны произведения, знакомящие с разными аспектами жизни, помогающие осознать духовно-нравственные ценности. В четвертом блоке «Из русской поэзии» представлены стихотворения о главном человеке в жизни каждого – маме. 4 В пятом блоке «Великая Отечественная война в русской литературе» – знакомство с произведениями, направленными на формирование чувства патриотизма, сострадания, уважения к людям любой национальности, гуманизма. В шестом блоке «Из современной русской литературы ХХI века» представлены произведения, помогающие осмыслить такие понятия, как выбор, взаимопонимание, милосердие. Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (на русском языке)» № Тема п/п 1 2 3 4 5 6 7 Введение Из древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского» Из русской литературы XIX века А.П Чехов. Рассказы ("Баран и барышня", "В аптеке", "Душечка", "Анна на шее") И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды» Из русской прозы XX века М.Горький. «Песня о Соколе» К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма» В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси») А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа» Ю.К.Олеша. Рассказ «Друзья» Ю.П. Казаков. Рассказ «Запах хлеба» Б. Екимов. Рассказы ( "Говори, мама, говори…", "Ночь исцеления") Е. Карпов. Рассказ "Меня зовут Иваном" А. Платонов. Рассказ "Песчаная учительница" Ю. Нагибин. Рассказ «Старая черепаха» А.Алексин. Повести («А тем временем где-то», «Безумная Евдокия») Г. Н. Щербакова. Рассказ «Вам и не снилось». Из русской поэзии Стихотворения о маме Великая Отечественная война в русской литературе К.Симонов. Рассказ «Третий адъютант» А. Н. Толстой. Рассказ «Русский характер» К.Д. Воробьев. Повесть «Седой тополь» В. Быков. Повесть «Журавлиный крик» Из современной русской литературы ХХI века Л. Улицкая. Повесть «Детство сорок девять» Количество часов 1 1 3 18 1 7 3 34 5