Рабочая программа учебного предмета Химия 10-11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.13 к основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
учебного предмета
«Химия»
(базовый уровень)
10-11 классы

п. Ключевая 2021

1

Оглавление
Требования к уровню подготовки учащихся по программе .................................. 2
Содержание программы................................................................................................. 5
Основы органической химии................................................................................ 5
Теоретические основы химии ............................................................................... 7
Химия и жизнь ......................................................................................................... 8
Тематический план ....................................................................................................... 10
10 класс ........................................................................................................................ 10
11 класс ........................................................................................................................ 21

Требования к уровню подготовки учащихся по программе
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник научится:
 раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
 демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
 раскрывать на примерах положения теории химического строения
А.М. Бутлерова;
 понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных
ими веществ от электронного строения атомов;
 объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
 применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;

2

 составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
 характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их
идентификации и объяснения области применения;
 прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний
о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
 использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
 приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти
и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена,
синтетического каучука, ацетатного волокна);
 проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых
продуктов и косметических средств;
 владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
 устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
 приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
 приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

3

 проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
 владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
 осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
 критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
 представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих
проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
 иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
 использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
 объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
 устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;
 устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на
основе химических знаний.
4

Содержание программы
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической
химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность
химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации
органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы
образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических
свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения
(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в
органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о
циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения
функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как
основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт
химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения
синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука.
Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
5

Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и
других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного
пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение
молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как
способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование)
как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение
бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как
представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере
метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей,
дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.
Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на
организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение
для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое
применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом.
Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители
предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция
«серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для
обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность
альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной
кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как
подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как
6

способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о
высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия
карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и
парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших
карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание
растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров.
Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших
карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза
как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и
целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы
(гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения
крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие
об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами
органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот.
Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и
строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение
белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в
организме. Биологические функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная
конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических
уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической
7

связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от
типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия
катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для
создания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные
системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах
электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение
гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные
реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и
побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы,
азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты
металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в
промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного
познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с
бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и
8

косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и
попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка.
Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники
энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

9

Тематический план
10 класс
№

Название темы

Количество часов

1

Теория химического строения органических соединений.
Природа химических связей.

7

2

Углеводороды

18

3

Кислородсодержащие органические соединения

24

4

Азотсодержащие органические соединения

8

5

Химия полимеров

9

Резерв времени

2

ИТОГО

68

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ.
ПРИРОДА ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ (7 ч)
Органическая химия.

1. Предмет органической

Объяснять, почему

Химическое строение.

химии.

органическую химию

Теория химического

2. Теория химического

выделили в отдельный раздел

строения веществ.

строения органических

химии.

Углеродный скелет.

веществ.

Перечислять основные

Изомерия. Изомеры.

3. Практическая работа 1 предпосылки возникновения

Энергетические уровни и

«Качественное

теории химического строения.

подуровни. Электронные

определение углерода,

Объяснять, что нужно

орбитали, s- и p-

водорода и хлора в

учитывать при составлении

электроны. Спин

органических веществах».

структурной формулы

электрона. Спаренные

4. Состояние электронов в

органического вещества.

электроны. Электронная

атоме.

Различать три основных типа

конфигурация.

5. Электронная природа

углеродного скелета:

Графические электронные

химических связей в

разветвлённый,

формулы. π-cвязь, σ-связь.

органических соединениях. неразветвлённый и
10

Темы, входящие в содержание
предмета

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Метод валентных связей.

6. Классификация

циклический. Определять

Функциональная группа

органических соединений.

наличие атомов углерода и

7. Обобщающий урок по

водорода в органических

теме «Теория химического

веществах. Знать, как

строения органических

определить наличие атомов

соединений. Природа

хлора в органическом

химических связей».

веществе.

Демонстрации. Образцы

Различать понятия

органических веществ и

«электронная оболочка» и

материалов. Модели

«электронная орбиталь».

молекул органических

Изображать электронные

веществ. Растворимость

конфигурации атомов

органических веществ в

элементов 1-го и 2-го

воде и неводных

периодов с помощью

растворителях. Плавление,

электронных и графических

обугливание и горение

электронных формул.

органических веществ

Объяснять механизм
образования и особенности πи σ-связей. Перечислять
принципы классификации
органических соединений.
Определять принадлежность
органического вещества к
тому или иному классу по
структурной формуле

2. УГЛЕВОДОРОДЫ (18 ч)
2.1. Предельные углеводороды — алканы (5 ч)

11

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Предельные углеводороды

8. Электронное и

Объяснять пространственное

(алканы). Возбужденное

пространственное строение строение молекул алканов на

состояние атома углерода.

алканов.

основе представлений о

Гибридизация атомных

9. Гомологи и изомеры

гибридизации орбиталей

орбиталей. Гомологи.

алканов.

атома углерода.

Гомологическая разность.

10. Метан — простейший

Изготавливать модели

Гомологический ряд.

представитель алканов.

молекул алканов,

Международная

Циклоалканы.

руководствуясь теорией

номенклатура

11. Решение расчётных

химического строения

органических веществ.

задач на вывод формулы

органических веществ.

Изомерия углеродного

органического вещества по Отличать гомологи от

скелета. Реакции

массовой доле химического изомеров. Называть алканы

замещения

элемента.

по международной

(галогенирование),

12. Решение расчётных

номенклатуре. Составлять

дегидрирования и

задач на вывод формулы

уравнения химических

изомеризации алканов.

органического вещества по реакций, характеризующих

Цепные реакции.

продуктам сгорания.

химические свойства метана

Свободные радикалы.

Демонстрации. Взрыв

и его гомологов.

Галогенопроизводные

смеси метана с воздухом.

Решать расчётные задачи на

алканов. Циклоалканы

Отношение алканов к

вывод формулы

кислотам, щелочам,

органического вещества

раствору перманганата
калия и бромной воде.
Лабораторный опыт.
Изготовление моделей
молекул углеводородов
2.2. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины) (7 ч)
Кратные связи.
Непредельные

13. Непредельные
углеводороды. Алкены:

12

Объяснять
пространственное строение

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

углеводороды. Алкены.

строение молекул,

молекулы этилена на основе

sp2-Гибридизация. Этен

гомология и изомерия.

представлений о

(этилен). Изомерия

14. Получение, свойства и

гибридизации атомных

положения двойной связи. применение алканов.

орбиталей углерода.

Пространственная

15. Практическая работа 2 Изображать структурные

изомерия (стерео-

«По лучение этилена и

формулы алкенов и их

изомерия).

опыты с ним».

изомеров, называть алкены по

16. Алкадиены.

международной

присоединения

17. Ацетилен и его

номенклатуре, составлять

(гидрирование,

гомологи.

формулы алкенов по их

галогенирование,

18. Решение расчётных

названиям. Перечислять

гидратация), окисления и

задач по теме.

способы получения алкенов и

полимеризации алкенов.

19. Обобщающий урок по

области их применения.

Высокомолекулярные

теме «Непредельные

Составлять уравнения

Реакции

соединения. Качественные углеводороды: алкены,

химических реакций,

реакции на двойную связь. алкадиены и алкины».

характеризующих химические

Алкадиены (диеновые

Демонстрации. Модели

свойства алкенов. Получать

углеводороды). Дивинил

молекул гомологов и

этилен.

(бутадиен-1,3). Изопрен

изомеров. Получение

Доказывать

(2-метилбутадиен-1,3).

ацетилена карбидным

непредельный характер

Сопряжённые двойные

способом. Взаимодействие

этилена с помощью

связи. Реакции

ацетилена с раствором

качественной реакции на

присоединения

перманганата калия и

кратные связи. Составлять

(галогенирования) и

бромной водой. Горение

уравнения химических

полимеризации алка-

ацетилена. Разложение

реакций, характеризующих

диенов.

каучука при нагревании и

непредельный характер

испытание продуктов

алкадиенов. Объяснять .sp-

разложения. Знакомство с

гибридизацию и

Ацетилен (этин).
Межклассовая изомерия.

sр-Гибридизация. Реакции образцами каучуков

пространственное строение
молекулы ацетилена, называть

13

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

присоединения, окисления

гомологи ацетилена по

и полимеризации алкинов

международной
номенклатуре, составлять
уравнения реакций,
характеризующих химические
свойства ацетилена

2.3. Арены (ароматические углеводороды) (2 ч)
Арены

20. Бензол и его гомологи.

Объяснять электронное и

(ароматические

21. Свойства бензола и его

пространственное строение

углеводороды). Бензол.

гомологов.

молекулы бензола.

Бензольное кольцо.

Демонстрации. Бензол как Изображать структурную

Толуол. Изомерия

растворитель. Горение

формулу бензола двумя

заместителей. Реакции

бензола. Отношение

способами. Объяснять, как

замещения

бензола к бромной воде и

свойства бензола

(галогенирование,

раствору перманганата

обусловлены строением его

нитрование), окисления и

калия. Окисление толуола

молекулы.

присоединения аренов.

Составлять уравнения

Пестициды. Генетическая

реакций, характеризующих

связь аренов с другими

химические свойства бензола

углеводородами

и его гомологов
2.4. Природные источники и переработка углеводородов (4 ч)

Природный газ. Нефть.

22. Природные источники

Характеризовать состав

Попутные нефтяные газы.

углеводородов.

природного газа и попутных

Каменный уголь.

23. Переработка нефти.

нефтяных газов.

Перегонка нефти.

24. Обобщающий урок по

Характеризовать способы

Ректификационная

теме «Углеводороды».

переработки нефти.

колонна. Бензин. Лигроин.

25. Контрольная работа 1 Объяснять отличие бензина

Керосин. Крекинг

по темам «Теория

прямой перегонки от

нефтепродуктов. Пиролиз

химического строения

крекинг-бензина

14

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

органических соединений»,
«Углеводороды».
Лабораторный опыт.
Ознакомление с образцами
продуктов
нефтепереработки
3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (24 ч)
3.1. Спирты и фенолы
(6 ч)
Кислородсодержащие

26. Одноатомные

Изображать общую формулу

органические соединения.

предельные спирты.

одноатомных предельных

Одноатомные предельные

27. Получение, химические спиртов. Объяснять

спирты. Функциональная

свойства и применение

образование водородной

группа спиртов. Метанол

одноатомных предельных

связи и её влияние на

(метиловый спирт).

спиртов.

физические свойства спиртов.

Этанол (этиловый спирт).

28. Многоатомные спирты.

Составлять структурные

Первичный, вторичный и

29. Фенолы и

формулы спиртов и их

третичный атомы

ароматические спирты.

изомеров, называть спирты

углерода. Водородная

30. Решение расчётных

по международной

связь. Спиртовое

задач по теме.

номенклатуре.

брожение. Ферменты.

31. Обобщающий урок по

Объяснять зависимость

Водородные связи.

теме «Спирты и фенолы».

свойств спиртов от наличия

Физиологическое действие Лабораторный опыт.

функциональной группы (—

этанола. Многоатомные

Окисление этанола оксидом ОН). Составлять уравнения

спирты. Этиленгликоль.

меди(П). Рас творение

реакций, характеризующих

Глицерин. Качественная

глицерина в воде и его

свойства спиртов.

реакция на многоатомные

реакция с гидроксидом

Характеризовать

спирты. Фенолы.

меди(II). Химические

физиологическое действие

Ароматические спирты.

свойства фенола

метанола и этанола.
15

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Качественная реакция на

Проводить качественную

фенол

реакцию на многоатомные
спирты. Объяснять
зависимость свойств фенола
от строения его молекулы,
взаимное влияние атомов в
молекуле на примере фенола.
Составлять уравнения
реакций, характеризующих
химические свойства фенола
3.2. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (8 ч)

Карбонильные

32. Карбонильные

Составлять формулы

соединения. Карбонильная соединения — альдегиды и изомеров и гомологов
группа. Альдегидная

кетоны.

альдегидов и называть их по

группа. Альдегиды.

33. Свойства и применение

международной

Кетоны.

альдегидов.

номенклатуре.

Реакции окисления и

34. Карбоновые кислоты.

Объяснять зависимость

присоединения

35. Химические свойства и

свойств альдегидов от

альдегидов. Качественные

применение одноосновных

строения их функциональной

реакции на альдегиды.

предельных карбоновых

группы.

Карбоновые кислоты.

кислот.

Проводить качественные

Карбоксильная группа

36. Практическая работа

реакции на альдегиды.

(карбоксогруппа).

3 «Получение и свойства

Составлять уравнения

Одноосновные

карбоновых кислот».

реакций, подтверждающих

предельные карбоновые

37. Практическая работа

свойства альдегидов.

кислоты.

4 «Решение

Составлять формулы

Муравьиная кислота.

экспериментальных задач

изомеров и гомологов

Уксусная кислота.

на распознавание

карбоновых кислот и

Ацетаты

органических веществ».

называть их по

16

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

38. Решение расчётных

международной

задач по теме.

номенклатуре.

39. Обобщающий урок по

Объяснять зависимость

теме «Альдегиды, кетоны и свойств карбоновых кислот
карбоновые кислоты».

от наличия функциональной

Демонстрации.

группы (—СООН).

Растворение в ацетоне

Составлять уравнения

различных органических

реакций, характеризующих

веществ.

свойства карбоновых кислот.

Лабораторные опыты.

Получать уксусную кислоту и

Окисление метналя

доказывать, что это вещество

(этаналя) оксидом

относится к классу кислот.

серебра(I). Окисление

Отличать муравьиную

метаналя (этаналя)

кислоту от уксусной с

гидроксидом меди(II)

помощью химических
реакций.
Распознавать органические
вещества с помощью
качественных реакций

3.3. Сложные эфиры.
Жиры (4 ч)
Cложные эфиры. Реакция

40. Сложные эфиры.

Составлять уравнения

этерификации. Щелочной

41. Жиры. Моющие

реакций этерификации.

гидролиз сложного эфира

средства.

Объяснять, в каком случае

(омыление). Жиры.

42. Обобщающий урок по

гидролиз сложного эфира

Синтетические моющие

теме «Кислородсодержащие необратим. Объяснять

средства

органические соединения». биологическую роль жиров.
43. Контрольная работа 2
по теме

17

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

«Кислородсодержащие

Соблюдать правила

органические соединения»

безопасного обращения со

Демонстрации. Образцы

средствами бытовой химии

моющих и чистящих
средств. Инструкции по их
составу и применению.
Лабораторные опыты.
Растворимость жиров,
доказательство их
непредельного характера,
омыление жиров.
Сравнение свойств мыла и
синтетических моющих
средств
3.4. Углеводы (6 ч)
Углеводы. Моносахариды.

44. Углеводы. Глюкоза.

Объяснять биологическую

Глюкоза. Фруктоза.

45. Олигосахариды.

роль глюкозы.

Олигосахариды.

Сахароза.

Практически доказывать

Дисахариды. Сахароза.

46. Полисахариды.

наличие функциональных

Полисахариды. Крахмал.

Крахмал.

групп в молекуле глюкозы.

Гликоген. Реакция

47. Целлюлоза.

Объяснять, как свойства

поликонденсации.

48. Практическая работа 5 сахарозы связаны с наличием

Качественная реакция на

«Решение

функциональных групп в её

крахмал. Целлюлоза.

экспериментальных задач

молекуле, и называть области

Ацетилцеллюлоза.

на получение и

применения сахарозы.

Классификация волокон

распознавание

Составлять уравнения

органических веществ».

реакций, характеризующих

49. Обобщающий урок по

свойства сахарозы.

теме «Углеводы».

18

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Лабораторные опыты.

Составлять уравнения

Свойства глюкозы как

реакций гидролиза крахмала

альдегидоспирта.

и поликонденсации

Взаимодействие сахарозы с моносахаридов. Проводить
гидроксидом кальция.

качественную реакцию на

Приготовление

крахмал

крахмального клейстера и
его взаимодействие с
йодом. Гидролиз крахмала.
Ознакомление с образцами
природных и
искусственных волокон
4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (8 ч)
Азотсодержащие

50. Амины.

Составлять уравнения

органические соединения.

51. Аминокислоты.

реакций, характеризующих

Амины. Аминогруппа.

52. Белки.

свойства аминов. Объяснять

Анилин.

53. Азотсодержащие

зависимость свойств

Аминокислоты.

гетероциклические

аминокислот от строения их

Биполярный ион. Глицин.

соединения.

функциональных групп.

Пептидная (амидная)

54. Нуклеиновые кислоты.

Называть аминокислоты по

группа. Пептидная

55.

Химия и

международной

(амидная) связь. Пептиды.

здоровье человека.

номенклатуре и составлять

Полипептиды. Белки.

56. Обобщающий урок по

уравнения реакций,

Структура белковой

теме «Азотсодержащие

характеризующих их

молекулы (первичная,

органические соединения». свойства. Объяснять

вторичная, третичная,

57. Контрольная работа 3 биологическую роль белков и

четвертичная).

по темам «Углеводы»,

их превращений в организме.

Денатурация и гидролиз

«Азотсодержащие

Проводить цветные реакции

белков. Цветные реакции

органические соединения». на белки.

19

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

на белки. Азотсодержащие Лабораторный опыт.

Объяснять биологическую

гетероциклические

роль нуклеиновых кислот.

Цветные реакции на белки

соединения. Пиридин.

Пользоваться инструкцией к

Пиррол. Пиримидин.

лекарственным препаратам

Пурин. Азотистые
основания.
Нуклеиновые кислоты.
Нуклеотиды.
Комплементарные
азотистые основания.
Фармакологическая химия
5. ХИМИЯ ПОЛИМЕРОВ (9 ч)
Полимеры. Степень

58. Синтетические

Объяснять, как зависят

полимеризации. Мономер.

полимеры.

свойства полимеров от их

Структурное звено.

59. Конденсационные

строения. Записывать

Термопластичные

полимеры. Пенопласты.

уравнения реакций

полимеры.

60. Натуральный каучук.

полимеризации.

Стереорегулярные

61. Синтетические

полимеры. Полиэтилен.

каучуки.

Полипропилен.

62. Синтетические

Политетрафторэтилен.

волокна.

источники каучука.

Термореактивные

63. Практическая работа 6

Практически распознавать

полимеры.

«Распознавание пластмасс

органические вещества,

Фенолоформальдегидные

и во локон».

используя качественные

смолы. Пластмассы.

64. Органическая химия,

реакции

Фенопласты.

человек и природа.

Аминопласты.

65. Обобщающий урок по

Пенопласты. Природный

теме «Химия полимеров».

Записывать уравнения
реакций поликонденсации.

каучук. Резина. Эбонит.

20

Перечислять природные

Темы, входящие в содержание

Основное содержание по

предмета

темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Синтетические каучуки.

66. Итоговый урок по

Синтетические волокна.

курсу химии 10 класса.

Капрон. Лавсан

Демонстрации. Образцы
пластмасс, синтетических
каучуков и синтетических
волокон.
Лабораторный опыт.
Свойства капрона
Резервное время — 2
ч

11 класс
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
3
Итого

Название темы
Повторение курса химии 10 класса
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Важнейшие химические понятия и законы
Строение вещества
Химические реакции
Растворы
Электрохимические реакции
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Металлы
Неметаллы
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Темы, входящие в содержание
предмета

Основное содержание по темам

Количество часов
2
38
8
7
6
10
7
22
12
10
4
66
Характеристика основных видов
деятельности ученика

1—2. Повторение курса
химии 10 класса
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (38 ч)
1.1. Важнейшие химические понятия и законы (8 ч)
Химический элемент.

3. Химический элемент.

Называть важнейшие

Атомный номер.

Нуклиды. Изотопы.

характеристики химического

Массовое число.

элемента. Объяснять
21

Нуклиды.

4. Законы сохранения массы

различие между понятиями

Радионуклиды. Изотопы. и энергии в химии.

«химический элемент»,

Закон сохранения массы

5. Периодический закон.

«нуклид», «изотоп».

веществ. Закон

Распределение электронов в

Применять закон сохранения

сохранения и

атомах элементов малых

массы веществ при

превращения энергии.

периодов.

составлении уравнений

Дефект массы.

6—7. Распределение

химических реакций.

Периодический закон.

электронов в атомах

Определять максимально

Электронная

элементов больших периодов. возможное число электронов

конфигурация.

8. Положение в

на энергетическом уровне.

Графическая

периодической системе

Записывать графические

электронная формула. s-, водорода, лантаноидов,

электронные формулы s- и p-

р-, d- и f-элементы.

актиноидов и искусственно по элементов. Характеризовать

Лантаноиды.

лученных элементов.

порядок заполнения

Актиноиды.

9. Валентность и валентные

электронами энергетических

Искусственно

возможности атомов.

уровней и подуровней в

полученные элементы.

10. Обобщающий урок по

атомах. Записывать

Валентность.

теме «Важнейшие химические графические формулы

Водородные соединения

понятия и законы»

атомов d-элементов.
Объяснять, в чём
заключается физический
смысл понятия
«валентность». Объяснять,
чем определяются валентные
возможности атомов разных
элементов.
Составлять графические
электронные формулы азота,
фосфора, кислорода и серы, а
также характеризовать
изменения радиусов атомов
22

химических элементов по
периодам и А-группам
периодической таблицы
2. Строение вещества (7 ч)
Ионная связь.

11. Основные виды

Объяснять механизм

Ковалентная (полярная и химической связи. Ионная и

образования ионной и

неполярная) связь.

ковалентная связь.

ковалентной связи и

Электронная формула.

12. Металлическая связь.

особенности физических

Металлическая связь.

Водородная связь.

свойств ионных и

Водородная связь.

13. Пространственное

ковалентных соединений.

Гибридизация атомных

строение молекул.

Составлять электронные

орбиталей.

14. Строение кристаллов.

формулы молекул

Кристаллы: атомные,

Кристаллические решётки.

ковалентных соединений.

молекулярные, ионные,

15. Причины многообразия

Объяснять механизм

металлические.

веществ.

образования водородной и

Элементарная ячейка.

16. Обобщающий урок по теме металлической связи и

Полиморфизм.

«Строение вещества».

зависимость свойств

Полиморфные

17. Контрольная работа 1 по

вещества от вида

модификации.

темам «Важнейшие

химической связи.

Аллотропия. Изомерия.

химические понятия и

Объяснять пространственное

Гомология. Химический

законы» и «Строение

строение молекул

синтез

вещества».

органических и

Демонстрации. Модели

неорганических соединений

ионных, атомных,

с помощью представлений о

молекулярных и

гибридизации орбиталей.

металлических

Объяснять зависимость

кристаллических решёток.

свойств вещества от типа его

Модели молекул изомеров и

кристаллической решётки.

гомологов

Объяснять причины
многообразия веществ

1.3. Химические реакции (6 ч)
23

Окислительно-

18—19. Классификация

Перечислять признаки, по

восстановительные

химических реакций.

которым классифицируют

реакции. Реакции

20. Скорость химических

химические реакции.

разложения, соединения, реакций.

Объяснять сущность

замещения, обмена.

21. Катализ.

химической реакции.

Экзотермические и

22. Химическое равновесие и

Составлять уравнения

эндотермические

условия его смещения.

химических реакций,

реакции. Обратимые и

23. Обобщающий урок по

относящихся к

необратимые реакции.

теме «Химические реакции».

определённому типу.

Тепловой эффект

Демонстрации. Различные

Объяснять влияние

реакции. Закон Гесса.

типы химических реакций,

концентраций реагентов на

Термохимические

видеоопыты по органической

скорость гомогенных и

уравнения. Теплота

химии.

гетерогенных реакций.

образования. Теплота

Лабораторный опыт.

Объяснять влияние

сгорания. Скорость

Изучение влияния различных

различных факторов на

химической реакции.

факторов на скорость

скорость химической

Активированный

химических реакций

реакции, а также значение

комплекс. Закон

применения катализаторов и

действующих масс.

ингибиторов на практике.

Кинетическое уравнение

Объяснять влияние

реакции. Катализатор.

изменения концентрации

Ингибитор. Гомогенный

одного из реагирующих

и гетерогенный катализ.

веществ, температуры и

Каталитические реакции.

давления на смещение

Химическое равновесие.

химического равновесия

Принцип Ле Шателье
1.4. Растворы (10 ч)
Дисперсные системы.

24. Дисперсные системы.

Определять понятие

Растворы.

25. Способы выражения

«дисперсная система».

Грубодисперсные

концентрации растворов.

Характеризовать свойства

системы (суспензии и

различных видов
24

эмульсии). Коллоидные

26. Решение задач по теме

дисперсных систем,

растворы (золи).

«Растворы».

указывать причины

Аэрозоли. Молярная

27. Практическая работа 1

коагуляции коллоидов и

концентрация.

«Приготовление растворов с

значение этого явления.

Электролиты.

за данной молярной

Решать задачи на

Электролитическая

концентрацией».

приготовление раствора

диссоциация. Степень

28. Электролитическая

определённой молярной

диссоциации. Константа

диссоциация. Водородный

концентрации.

диссоциации.

показатель.

Готовить раствор заданной

Водородный показатель.

29—30. Реакции ионного

молярной концентрации.

Реакции ионного обмена. обмена.

Объяснять, почему растворы

Гидролиз органических

веществ с ионной и

31—32. Гидролиз

веществ. Гидролиз солей органических и

ковалентной полярной

неорганических соединений.

связью проводят

33. Обобщающий урок по

электрический ток.

теме «Растворы».

Определять рН среды с

Лабораторные опыты.

помощью универсального

Определение реакции среды

индикатора. Объяснять с

универсальным индикатором.

позиций теории

Гидролиз солей

электролитической
диссоциации сущность
химических реакций,
протекающих в водной
среде. Составлять полные и
сокращённые ионные
уравнения реакций,
характеризующих основные
свойства важнейших классов
неорганических соединений.
Определять реакцию среды
раствора соли в воде.
25

Составлять уравнения
реакций гидролиза
органических и
неорганических веществ
1.5. Электрохимические реакции (7 ч)
Гальванический элемент. 34. Химические источники

Объяснять принцип работы

Электроды. Анод. Катод. тока.

гальванического элемента.

Аккумулятор.

35. Ряд стандартных

Объяснять, как устроен

Топливный элемент.

электродных потенциалов.

стандартный водородный

Электрохимия. Ряд

36. Коррозия металлов и её

электрод. Пользоваться

стандартных

пре дупреждение.

рядом стандартных

электродных

37—38. Электролиз.

электродных потенциалов.

потенциалов.

39. Обобщающий урок по

Отличать химическую

Стандартные условия.

теме «Электрохимические

коррозию от

Стандартный водородный реакции».

электрохимической.

электрод. Коррозия

40. Контрольная работа 2 по

Объяснять принципы

металлов. Химическая и

темам «Химические реакции», защиты металлических

электрохимическая

«Растворы»,

изделий от коррозии.

коррозия. Электролиз

«Электрохимические

Объяснять, какие процессы

реакции»

происходят на катоде и
аноде при электролизе
расплавов и растворов солей.
Составлять суммарные
уравнения реакций
электролиза

2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (22 ч)
2.1. Металлы (12 ч)
Лёгкие и тяжёлые

41. Общая характеристика и

Характеризовать общие

металлы. Легкоплавкие и способы получения металлов.

свойства металлов и

тугоплавкие металлы.

42. Обзор металлических

разъяснять их на основе

Медь. Цинк. Титан.

элементов А-групп.

представлений о строении

26

Хром. Железо. Никель.

43. Общий обзор

атомов металлов,

Платина. Сплавы.

металлических элементов Б-

металлической связи и

Легирующие добавки.

групп.

металлической

Чёрные и цветные

44. Медь.

кристаллической решётке.

металлы. Чугун. Сталь.

45. Цинк.

Иллюстрировать примерами

Легированные стали

46. Титан и хром.

способы получения

47. Железо. Никель. Платина.

металлов. Характеризовать

48. Сплавы металлов.

химические свойства

49—50. Оксиды и гидроксиды металлов IA—IIА-групп и
металлов.

алюминия, составлять

51. Практическая работа 2

соответствующие уравнения

«Решение экспериментальных реакций. Объяснять
задач по теме «Металлы».

особенности строения

52. Обобщающий урок по

атомов химических

теме «Металлы».

элементов Б-групп

Демонстрации. Образцы

периодической системы Д.

металлов и их соединений,

И. Менделеева. Составлять

сплавов. Взаимодействие

уравнения реакций,

металлов с кислородом,

характеризующих свойства

кислотами, водой.

меди, цинка, титана, хрома,

Доказательство амфотерности

железа.

алюминия и его гидроксида.

Предсказывать свойства

Взаимодействие меди и

сплава, зная его состав.

железа с кислородом,

Объяснять, как изменяются

взаимодействие меди и железа свойства оксидов и
с кислотами (серная, соляная). гидроксидов металлов по
Получение гидроксида

периодам и А-группам

меди(П), гидроксида

периодической таблицы.

хрома(Ш), оксида меди(П).

Объяснять, как изменяются

Взаимодействие оксидов и

свойства оксидов и

гидр оксидов металлов с

гидроксидов химического

27

кислотами. Доказательство

элемента с повышением

амфотерности соединений

степени окисления его

хрома(Ш)

атома. Записывать в
молекулярном и ионном
виде уравнения химических
реакций, характеризующих
кислотно-основные свойства
оксидов и гидроксидов
металлов, а также
экспериментально
доказывать наличие этих
свойств.
Распознавать катионы солей
с помощью качественных
реакций

2.2. Неметаллы (10 ч)
Неметаллы. Простые

53. Обзор неметаллов.

вещества — неметаллы.

54. Свойства и применение

Характеризовать
общие свойства неметаллов

Углерод. Кремний. Азот. важнейших неметаллов.

и разъяснять их на основе

Фосфор. Кислород. Сера. 55. Общая характеристика

представлений о строении

Фтор. Хлор. Серная

оксидов неметаллов и

атома. Называть области

кислота. Азотная

кислородсодержащих кислот.

применения важнейших

кислота. Водородные

56. Окислительные свойства

неметаллов. Характеризовать

соединения неметаллов

сер ной и азотной кислот.

свойства высших оксидов

57. Водородные соединения

неметаллов и

неметаллов.

кислородсодержащих

58—59. Генетическая связь

кислот, составлять

неорганических и

уравнения соответствующих

органических веществ.

реакций и объяснять их в
свете представлений об
окислително-

28

60. Практическая работа 3

восстановительных реакциях

«Решение экспериментальных и электролитической
задач по теме «Неметаллы».

диссоциации.

61. Обобщающий урок по

Составлять уравнения

теме «Неметаллы».

реакций, характеризующих

62. Контрольная работа 3 по окислительные свойства
темам «Металлы» и

серной и азотной кислот.

«Неметаллы».

Характеризовать изменение

Демонстрации. Образцы

свойств летучих водородных

неметаллов. Модели

соединений неметаллов по

кристаллических решёток

периоду и А-группам

алмаза и графита. Получение

периодической системы.

аммиака и хлороводорода,

Доказывать взаимосвязь

растворение их в воде,

неорганических и

доказательство кислотно-

органических соединений.

основных свойств этих

Составлять уравнения

веществ. Сжигание угля и

химических реакций,

серы в кислороде,

отражающих взаимосвязь

определение химических

неорганических и

свойств продуктов сгорания.

органических веществ,

Взаимодействие с медью

объяснять их на основе

концентрированной сер ной

теории электролитической

кислоты, концентрированной

диссоциации и

и разбавленной азотной

представлений об

кислоты

окислительновосстановительных
процессах.
Практически распознавать
вещества с помощью
качественных реакций на
анионы
29

3. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (4 ч)
Химическая

63. Химия в

Объяснять научные

промышленность.

промышленности. Принципы

принципы производства на

Химическая технология.

химического производства.

примере производства

Чёрная металлургия.

64. Химико-технологические

серной кислоты.

Доменная печь.

принципы промышленного

Объяснять, какие принципы

Агломерация.

получения металлов.

химического производства

Кислородный конвертер. Производство чугуна и стали

используются при

Безотходное

65. Химия в быту.

получении чугуна.

производство.

66. Химическая

Составлять уравнения

Экологический

промышленность и

химических реакций,

мониторинг. Предельно

окружающая среда.

протекающих при получении

допустимые

Демонстрации. Образцы

чугуна и стали. Соблюдать

концентрации

средств бытовой химии,

правила безопасной работы

инструкции по их применению со средствами бытовой
химии.
Объяснять причины
химического загрязнения
воздуха, водоёмов и почв

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».