Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая (МКОУ СОШ п. Ключевая) Приложение № 1.10 к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 10-11 классы п. Ключевая 2020 Оглавление Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика ИКТ» .......... 3 Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» .............................................. 4 Тематическое планирование ............................................................................................. 7 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика ИКТ» В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования выпускник научится: – определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации; – строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; – находить оптимальный путь во взвешенном графе; – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; – выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; – понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); – использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; – аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; – использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; – использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; – создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; – применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; – переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; – строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ; – понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; – использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы; – разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу; – применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных; – классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; – понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; – понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; – критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» Введение. Информация и информационные процессы Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Математические основы информатики Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Системы счисления Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмические конструкции Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Составление алгоритмов и их программная реализация Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач: – алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; – алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); – алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Использование программных систем и сервисов Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернетсервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). Базы данных Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Автоматизированное проектирование Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 3D-моделирование Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). Системы искусственного интеллекта и машинное обучение Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Социальная информатика Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная безопасность Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. Тематическое планирование Тематический план 10 класса № Название темы Количество часов 1 Информация и информационные процессы 6 2 Компьютер и его программное обеспечение 5 3 Представление информации в компьютере 9 4 Элементы теории множеств и алгебры логики 8 5 Современные технологии создания и обработки информационных объектов ИТОГО Содержание темы Темы, входящие в содержание предмета 6 34 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) 10 класс Информация и информационные процессы — 6 часов Роль 1. Информация. Аналитическая информации и Информационная грамотность и деятельность: связанных с ней информационная культура Анализировать сущность процессов в 2. Подходы к понятий окружающем мире. измерению информации «информационная Различия в культура» и представлении данных, «информационная Содержание темы предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Темы, входящие в содержание предмета 3. Информационные связи в системах различной природы 4. Обработка информации 5. Передача и хранение информации 6. Обобщение материала по теме «Информация и информационные процессы» Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) грамотность». Выявлять этапы работы с информацией. Классифицировать виды информации по принятому основанию. Оценивать информацию с позиции ее свойств. Выявлять различия в алфавитном и содержательном подходах к измерению информации. Приводить примеры систем и их компонентов. Приводить примеры информационных процессов и информационных связей в системах различной природы. Приводить примеры задач обработки информации разных типов. Комментировать общую схему процесса обработки информации. Приводить примеры равномерных и неравномерных кодов. Комментировать схему передачи информации по техническим каналам связи. Приводить примеры информационных носителей заданной емкости. Моделировать процессы управления в реальных системах; выявлять каналы прямой и обратной связи и соответствующие информационные потоки. Практическая деятельность: Выполнять работу по свертыванию большого объема текстовой информации с помощью графической формы (кластера, интеллект Характеристика основных видов Содержание темы деятельности ученика (на уровне учебных действий) карты и др.). Решать задачи на определение количества информации, содержащейся в сообщении применяя содержательный и алфавитный подходы. Переходить от одних единиц измерения информации к другим. Решать задачи, связанные с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). Кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам. Строить префиксные коды. Определять максимально возможное количество слов фиксированной длины определённого алфавита. Решать задачи методом половинного деления. Вычислять скорость передачи информации. Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов Программная и 1. История развития Аналитическая аппаратная организация вычислительной техники деятельность: Выбирать компьютеров и 2. Основополагающие конфигурацию компьютера компьютерных систем. принципы устройства ЭВМ в зависимости от решаемой Архитектура 3. Программное задачи. Практическая современных обеспечение компьютера деятельность: Работать с компьютеров. 4. Файловая система графическим интерфейсом Персональный компьютера ОС стандартными и компьютер. 5. Обобщение служебными Многопроцессорные материала по теме «Компьютер и приложениями, файловыми системы. его программное обеспечение» менеджерами, Суперкомпьютеры архиваторами и Распределенные антивирусными вычислительные системы программами. и обработка больших Использовать данных. Мобильные паролирование и Темы, входящие в содержание предмета Содержание темы цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного Темы, входящие в содержание предмета Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) архивирование для обеспечения защиты информации. Содержание темы Темы, входящие в содержание предмета Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Представление информации в компьютере — 9 часов Сравнение чисел, 1. Представление Аналитическая записанных в двоичной, чисел в позиционных системах деятельность: восьмеричной и счисления Классифицировать системы шестнадцатеричной 2. Перевод чисел из счисления. Выполнять системах счисления. одной позиционной системы сравнение чисел, Сложение и вычитание счисления в другую записанных в двоичной, чисел, записанных в 3. «Быстрый» перевод восьмеричной и этих системах чисел в компьютерных системах шестнадцатеричной счисления. счисления системах счисления. Равномерные и 4. Арифметические Классифицировать неравномерные коды. операции в позиционных компьютерную графику. Условие Фано системах счисления Практическая 5. Представление деятельность: Переводить чисел в компьютере целые числа и конечные 6. Кодирование десятичные дроби в текстовой информации систему счисления с 7. Кодирование основанием осуществлять графической информации «быстрый» перевод чисел 8. Кодирование между двоичной, звуковой информации восьмеричной и 9. Обобщение шестнадцатеричной материала по теме системами счисления. «Представление информации в Строить таблицы сложения компьютере» и умножения в заданной позиционной системе Характеристика основных видов Содержание темы деятельности ученика (на уровне учебных действий) счисления. Осуществлять кодирование текстовой информации с помощью кодировочных таблиц. Осуществлять сжатие информации с помощью кода Хаффмана. Выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования и / или вычитания степеней двойки. Представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой. Определять размеры графических файлов при известных глубине цвета и цветовой палитре. Определять размеры звуковых файлов при известных частоте дискретизации, глубине кодирования звука и других характеристиках звукозаписи. Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 часов Операции 1. Некоторые сведения Аналитическая «импликация», из теории множеств деятельность: «эквивалентность». 2. Алгебра логики Перечислять элементы, Примеры законов 3. Таблицы образующие пересечение, алгебры логики. истинности объединение, дополнение Эквивалентные 4. Основные законы заданных перечислением преобразования алгебры логики нескольких множеств. логических выражений. 5. Преобразование Приводить примеры Построение логических выражений элементарных и составных логического выражения 6. Элементы высказываний. Проводить с данной таблицей схемотехники. Логические схемы анализ таблиц истинности. истинности. Решение 7. Логические задачи и Различать высказывания и простейших логических способы их решения предикаты. Устанавливать Темы, входящие в содержание предмета Характеристика основных видов Содержание темы деятельности ученика (на уровне учебных действий) уравнений. Нормальные 8. Обобщение связь между алгеброй формы: дизъюнктивная материала по теме «Элементы логики и теорией и конъюнктивная теории множеств и алгебры множеств. Практическая нормальная форма. логики» деятельность: Изображать графически пересечение, объединение, дополнение 2 3 базовых множеств. Подсчитывать мощность пересечения, объединения, дополнения нескольких множеств известной мощности. Вычислять значения логических выражений с логическими операциями конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, строгая дизъюнкция, эквиваленция, инверсия. Строить таблицы истинности. Осуществлять эквивалентные преобразования логических выражений с использованием законов алгебры логики. Осуществлять построение логического выражения с данной таблицей истинности и его упрощение. Решать логическую задачу одним из известных способов. Решать простые логические уравнения. Современные технологии создания и обработки информационных объектов — 6 часов Подготовка 1. Текстовые Практическая текстов и документы деятельность: демонстрационных 2. Объекты Разрабатывать структуру материалов. Средства компьютерной графики документа. Создавать поиска и автозамены. 3. Компьютерные гипертекстовый документ. История изменений. презентации Использовать средства Использование готовых 4. Выполнение мини- автоматизации при шаблонов и создание проекта по теме «Создание и создании документа. собственных. обработка информационных Применять правила Разработка структуры объектов» цитирования источников и документа, создание оформления Темы, входящие в содержание предмета Содержание темы гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации Темы, входящие в содержание предмета 5. Обобщение материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» 6. Итоговое тестирование Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) библиографических ссылок. Осуществлять проверку созданного документа в системе антиплагиата. Принимать участие в коллективной работе над документом. Выполнять преобразование растровых изображений с целью оптимизации размера изображения, корректировки цветовых кривых, яркости, контрастности. Осуществлять фильтрацию изображений средствами графического редактора. Определять размеры графических файлов при известных глубине цвета и цветовой палитре. Обрабатывать изображения с использованием интернет и мобильных приложений. Создавать мультимедийные презентации. Содержание темы Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Темы, входящие в содержание предмета готового материала в сети. Тематический план 11 класса № Название темы Количество часов 6 1 Обработка информации в электронных таблицах 2 3 4 5 Алгоритмы и элементы программирования Информационное моделирование Сетевые информационные технологии Основы социальной информатики ИТОГО Содержание темы Темы, входящие в содержание предмета 9 8 5 5 33 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) 11 класс Обработка информации в электронных таблицах — 6 часов Примеры исполь1 Табличный Практическая деятельзования динамических процессор. Основные ность Решать расчетные и опти(электронных) таблиц на сведения мизационные задачи с помощью практике (в том числе - в 2 Редактиро- электронных таблиц. Использозадачах математического вание и форматирование вать средства деловой графики моделирования). в табличном процессоре для наглядного представления 3 Встроенные данных. Использовать сортифункции и их использо- ровки и фильтры. вание 4 Логические функции 5 Инструменты анализа данных 6 Обобщение материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» Алгоритмы и элементы программирования — 9 часов Этапы решения за1. Основные Аналитическая деятельдач на компьютере. Опера- сведения об алгоритмах ность: Выделять этапы решения торы языка программирова2. Алгоритми- задачи на компьютере. Пояснять ния, основные конструкции ческие структуры сущность выделенных этапов. языка программирования. 3. Запись ал- Определять понятия «алгоритм» и Типы и структуры данных. горитмов на языке про- «исполнитель алгоритма». НазыКодирование базовых алго- граммирования Паскаль вать свойства алгоритма и поясритмических конструкций 4. Анализ нять на примерах их сущность. программ с помощью Содержание темы на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач: • алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); • алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; • алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); • алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) трассировочных таблиц Выбирать способ записи алго5. Функцио- ритма в зависимости от решаемой нальный подход к аназадачи. Пояснять понятия «вычислизу программ лительный процесс», «сложность 6. Структури- алгоритма», «эффективность алгорованные типы данных. ритма». Давать оценку сложности Массивы известных алгоритмов. Приводить 7. Структур- примеры эффективных алгоритное программирование мов. Выяснять результат работы 8. Рекурсив- алгоритма для исполнителя при ные алгоритмы заданных исходных данных и ис9. Обобщение ходные данные для известного реизученного материала по зультата. Определять результат теме «Алгоритмы и эле- выполнения алгоритма по его менты программироваблок схеме. Приводить примеры ния» алгоритмов, содержащих последовательные, ветвящиеся и циклические структуры. Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя. Анализировать интерфейс интегрированной среды разработки программ на выбранном языке программирования. Разбивать задачу на подзадачи. Пояснять сущность рекурсивного алгоритма. Находить рекурсивные объекты в окружающем мире. Давать определение понятия «массив». Приводить примеры одномерных, двумерных и трехмерных массивов. Приводить примеры задач из повседневной жизни, предполагающих использование массивов. Осуществлять постановку задачи сортировки массивов. Практическая деятельность: Управлять работой формального исполнителя с помощью алгоритма. Строить блок схемы последовательных алгоритмов по описанию. Строить блок схемы ветвящихся алгоритмов по описанию. Строить блок схемы циклических алгоритмов по описанию. Записывать алгоритмические конструкции на выбранном языке программирования. Записывать и отлаживать программы в интегрированной среде разработки программ на Темы, входящие в содержание предмета Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) проверка соответствия элевыбранном языке программироваментов массива некоторому ния. Разрабатывать и осуществусловию, нахождение втолять программную реализацию алрого по величине наибольгоритмов решения типовых задач: шего (или наименьшего) нахождения значения. Алгоритмы ренаибольшего (или наименьшего) дактирования текстов (заиз двух, трех, четырех заданных мена символа/фрагмента, чисел без использования массивов удаление и вставка сими циклов, а также сумм (или провола/фрагмента, поиск изведений) элементов конечной вхождения заданного обчисловой последовательности разца). Постановка задачи (или массива); сортировки. Определение анализа записей чивозможных результатов расел в позиционной системе счисботы простейших алгоритления; мов управления исполните решения задач метолями и вычислительных алдом перебора (поиск НОД данного горитмов. Определение иснатурального числа, проверка ходных данных, при коточисла на простоту и т.д.); рых алгоритм может дать работы с элементребуемый результат. тами массива с однократным проСложность вычисления: космотром массива: линейный поиск личество выполненных опеэлемента, вставка и удаление элераций, размер используементов в массиве, перестановка мой памяти; зависимость элементов данного массива в обвычислений от размера исратном порядке, суммирование ходных данных. элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения и др. Проверять работоспособность программ с использованием трассировочных таблиц. Оформлять логически целостные или повторяющиеся фрагменты программы в виде подпрограмм. Программировать рекурсивные алгоритмы. Определять значение рекурсивного алгоритма. Информационное моделирование — 8 часов Математическое 1 Модели и Аналитическая деятельмоделирование. Предмоделирование ность: Определять понятия «моставление результатов 2 Моделиро- дель», «моделирование». Классимоделирования в виде, вание на графах фицировать модели по заданному удобном для восприятия 3 Знакомство основанию. Приводить примеры человеком. Графическое с теорией игр моделей в повседневной жизни. представление данных 4 База данОпределять цель моделирования в конкретном случае. Определять Содержание темы Темы, входящие в содержание предмета Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) (схемы, таблицы, граных как модель предмет- адекватность модели цели модефики). Практическая раной области лирования в конкретном случае. бота с компьютерной мо5 Реляцион- Приводить примеры использоваделью по выбранной ные базы данных ния графов, деревьев, списков при теме. Анализ достоверно6 Системы описании объектов и процессов сти (правдоподобия) реуправления базами дан- окружающего мира. Характеризозультатов экспериментов. ных вать игру как модель некоторой Использование сред ими7 Проектиро- ситуации. Приводить примеры тационного моделировавание и разработка базы жизненных ситуаций, моделью кония (виртуальных лабора- данных торых может быть игра. Давать торий) для проведения 8 Обобщение определение выигрышной стратекомпьютерного экспериматериала по теме «Ин- гии. Исследовать математические мента в учебной деятель- формационное моделиро- модели. Приводить примеры исности. Решение алгоритвание» пользования баз данных. Характемических задач, связанризовать базу данных как модель ных с анализом графов предметной области. Исследовать (примеры: построения опгеоинформационные модели. тимального пути между Практическая деятельность: вершинами ориентироИспользовать графы, деревья, ванного ациклического списки при описании объектов и графа; определения колипроцессов окружающего мира. чества различных путей Применять алгоритмы нахождемежду вершинами). Исния кратчайших путей между верпользование графов, дешинами ориентированного графа. ревьев, списков при опиПрименять алгоритмы определесании объектов и процесния количества различных путей сов окружающего мира. между вершинами графа. Строить Бинарное дерево. Реляцивыигрышные стратегии в заданонные (табличные) базы ной игровой ситуации. Исследоданных. Таблица - предвать готовую компьютерную моставление сведений об дель по выбранной теме. Строить однотипных объектах. и исследовать математическую Поле, запись. Ключевые модель «хищник жертва». Строполя таблицы. Связи ить и исследовать стохастическую между таблицами. Схема модель «Генератор случайных чиданных. Поиск и выбор в сел». Проектировать многотабличбазах данных. Сортиную базу данных. Осуществлять ровка данных. Создание, ввод и редактирования данных. ведение и использование Осуществлять сортировку, поиск баз данных при решении и выбор данных. Формировать заучебных и практических просы на поиск данных в среде задач. системы управления базами данных в готовой базе данных. Сетевые информационные технологии — 5 часов Компьютерные 1 Основы поАналитическая деятельсети. Принципы построестроения компьютерных ность: Выявлять общее и разлиния компьютерных сетей. сетей чия в организации локальных и Сетевые протоколы. Ин2 Как устроен глобальных компьютерных сетей. тернет. Адресация в сети Интернет Пояснять принципы построения Содержание темы Темы, входящие в содержание предмета Содержание темы Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) 3 Службы компьютерных сетей. Приводить Интернета примеры сетевых протоколов с 4 Интернет определенными функциями. Анакак глобальная информа- лизировать адреса в сети Интерционная система нет. Характеризовать систему до5 Обобщение менных имен. Характеризовать материала по теме «Сете- структуру характеризовать струквые информационные туру веб страницы. Описывать технологии» взаимодействие веб страницы с сервером. Приводить примеры различных видов деятельности в сети Интернет. Практическая деятельность: работать с электронной почтой. Настраивать браузер. Работать с файловыми архивами. Осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации. Применять несколько способов проверки достоверности информации, найденной в сети Интернет. Разрабатывать веб-страницу на заданную тему. Осуществлять публикацию готового материала в сети. Темы, входящие в содержание предмета Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб сайт. Страница. Взаимодействие веб страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Основы социальной информатики — 5 часов Социальная инфор1 ИнформаАналитическая деятельматика. Социальные сети ционное общество ность: Описывать социально эко- организация коллектив2 Информа- номические стадии развития обного взаимодействия и об- ционное право щества. Характеризовать информена данными. Сетевой 3 Информа- мационное общество, выделять этикет: правила поведения ционная безопасность его основные черты Анализиров киберпространстве. 4 Обобщение вать Декларацию принципов поПроблема подлинности материала по теме «Ос- строения информационного общеполученной информации. новы социальной инфор- ства, раскрывать суть изложенных Информационная кульматики» в ней принципов. Давать опредетура. Государственные 5 Итоговая ления понятиям «информационэлектронные сервисы и контрольная работа ный ресурс», «информационный услуги. Мобильные припродукт», «информационная ложения. Открытые обрауслуга». Приводить примеры госзовательные ресурсы. Инударственных информационных формационная безопасресурсов. Выявлять отличия инность. Средства защиты формационных продуктов от проинформации в автоматидуктов материальных. Соотносить зированных информациинформационные ресурсы и онных системах (АИС). услуги с секторами информационного рынка. Характеризовать информационно образовательную Содержание темы Темы, входящие в содержание предмета Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) среду своей школы, описывая имеющееся техническое оснащение, программное обеспечение и их использование учителями и школьниками. Выделять основные этапы развития информационного общества в России. Характеризовать возможности социальных сетей. Формулировать правила поведения в социальных сетях. Анализировать законодательную базу, касающуюся информационных ресурсов. Отвечать на конкретные вопросы, используя тексты нормативных документов. Соотносить виды лицензий на использование программного обеспечения и порядок его использования и распространения. Характеризовать сущность понятий «информационная безопасность», «защита информации». Формулировать основные правила информационной безопасности.