Рабочая программа учебного предмета Астрономия 10-11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.14 к основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
учебного предмета
«Биология»
(базовый уровень)
10-11 классы

п. Ключевая 2021

Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»........................... 3
Содержание учебного предмета «Биология» .................................................................. 4
Тематическое планирование ............................................................................................. 5

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

























В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего
общего образования выпускник научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников,
выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и
решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник получит возможность научиться:










давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных
биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание учебного предмета «Биология»
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические
вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.
Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной
информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных
веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и
половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений
и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений
развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных
групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического
мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на
экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.

Тематическое планирование
10 класс
№

Название темы

Количество часов

1

Введение

5

2

Молекулярный уровень

13

3

Клеточный уровень

16

ИТОГО
Темы, входящие в
разделы программы

34

Основное содержание по
Характеристика основных видов
темам
деятельности учащихся
Введение (5 ч)
Биология в системе Тайны природы. Научная
Самостоятельное определение целей
наук
картина мира: учёные,
учебной деятельности и составление
научная деятельность,
её плана при изучении раздела
научное мировоззрение. Роль «Общая биология» в 10—11 классах.
и место биологии в
Определение основополагающих
формировании научной
понятий: научное мировоззрение,
картины мира. Практическое научная картина мира, учёный,
значение биологических
биология. Овладение умением
знаний. Современные
строить ментальную карту понятий.

Темы, входящие в
разделы программы

Объект изучения
биологии

Основное содержание по
темам
направления в биологии.
Профессии, связанные с
биологией

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Продуктивное общение с другими
участниками деятельности в
процессе обсуждения роли и места
биологии в формировании
современной научной картины мира,
практического значения
биологических знаний и профессий,
связанных с биологией.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с
различными источниками
информации, её критическая оценка
и интерпретация по вопросу влияния
естественных наук в целом и
биологии в частности на
окружающую среду, экономическую,
технологическую, социальную и
этическую сферы деятельности
человека. Использование средств
информационных и
коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) для создания
мультимедиапрезентации
Методология биологии.
Определение основополагающих
Жизнь как объект изучения
понятий: методология науки, объект
биологии. Основные
исследования, предмет
критерии (признаки) живого. исследования, жизнь, жизненные
Развитие представлений
свойства. Самостоятельная
человека о природе. Растения информационно-познавательная
и животные на гербах стран деятельность с различными
мира
источниками информации в
отношении существующих на
сегодняшний день определений
понятия «жизнь», её критическая
оценка и интерпретация с
последующей подготовкой
информационных сообщений, в том
числе подкреплённых
мультимедиапрезентациями.
Продуктивное общение и
взаимодействие с другими
участниками деятельности в
процессе обсуждения актуальности
тем учебных и исследовательских
проектов. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии на
основе изучения информационных
источников о растениях и животных
на гербах и флагах различных стран
мира и регионов России

Темы, входящие в
Основное содержание по
разделы программы
темам
Методы научного
Научный метод. Методы
познания в
исследования в биологии:
биологии
наблюдение, описание,
измерение, сравнение,
моделирование, эксперимент.
Сравнительно-исторический
метод. Этапы научного
исследования. Классическая
модель научного метода.
Методы научных
исследований:
абстрагирование, анализ и
синтез, идеализация,
индукция и дедукция,
восхождение от
абстрактного к конкретному

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Определение основополагающих
понятий: научный метод, методы
исследования: наблюдение,
эксперимент, описание, измерение,
сравнение, моделирование,
сравнительно-исторический метод.
Составление на основе работы с
учебником и другими
информационными источниками
схемы, раскрывающей этапы
проведения научного исследования и
их взаимосвязь. Использование по
желанию обучающихся ИКТ в
решении данной когнитивной
задачи. Овладение методами
научного познания, используемыми
при биологических исследованиях в
условиях выполнения лабораторной
работы «Использование различных
методов при изучении
биологических объектов (на примере
растений)»
Биологические
Фундаментальные положения Определение основополагающих
системы и их
биологии. Уровневая
понятий: система, биологическая
свойства
организация живой природы система, эмерджентность,
(биологических систем).
саморегуляция, эволюционные
Эмерджентность. Энергия и процессы. Демонстрация владения
материя как основа
языковыми средствами при ответах
существования
на поставленные вопросы.
биологических систем.
Овладение методами научного
Хранение, реализация и
познания, используемыми при
передача генетической
биологических исследованиях.
информации в череде
Развитие умения объяснять
поколений как основа жизни. результаты биологических
Взаимодействие компонентов экспериментов. Лабораторная работа
биологических систем и
«Механизмы саморегуляции».
саморегуляция.
Развитие познавательного интереса к
Эволюционные процессы.
изучению биологии на примере
Взаимосвязь строения и
материалов о взаимосвязи строения
функций биологических
и функций биологических систем и
систем. Саморегуляция на
саморегуляции на основе
основе положительной
положительной обратной связи
обратной связи
Обобщающий урок
Самостоятельный контроль и
коррекция учебной деятельности с
использованием всех возможных
ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности. Демонстрация
навыков познавательной рефлексии.

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности. Демонстрация
владения языковыми средствами.
Уверенное пользование
биологической терминологией в
пределах изученной темы
Молекулярный уровень (13 ч)
Молекулярный
Общая характеристика
Самостоятельное определение цели
уровень: общая
молекулярного уровня
учебной деятельности и составление
характеристика
организации жизни.
её плана. Определение
Химический состав
основополагающих понятий: атомы
организмов. Химические
и молекулы, органические и
элементы. Макроэлементы и неорганические вещества,
микроэлементы. Атомы и
ковалентная связь, макроэлементы,
молекулы. Ковалентная связь. микроэлементы, биополимеры:
Неорганические и
гомополимеры и гетерополимеры.
органические вещества.
Самостоятельная информационноМногообразие органических познавательная деятельность с
веществ. Биополимеры:
различными источниками
гомополимеры и
информации, её критическая оценка
гетерополимеры
и интерпретация по вопросам
химического состава живых
организмов. Формирование
собственной позиции по отношению
к информации, получаемой из
разных источников. Продуктивное
общение и взаимодействие с
другими участниками учебной
деятельности при обсуждении
проблем разработки учёными и
внедрения в производство новых
искусственно созданных
органических веществ. Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии и
межпредметных знаний при
изучении материала о химических
связях в молекулах веществ,
искусственном получении
органических веществ и др.
Неорганические
Структурные особенности
Определение основополагающих
вещества: вода, соли молекулы воды и её свойства. понятий: водородная связь,
Водородная связь.
гидрофильные вещества,
Гидрофильные и
гидрофобные вещества.
гидрофобные вещества. Соли Самостоятельная информационнои их значение для
познавательная деятельность с
организмов. Буферные
различными источниками

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам
соединения

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
информации об особенностях
неорганических веществ, входящих в
состав живого, её критическая
оценка и интерпретация.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности. Развитие
познавательного интереса в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Липиды, их
Липиды, их строение и
Определение основополагающих
строение и функции функции. Нейтральные жиры. понятий: липиды, нейтральные
Эфирные связи. Воска.
жиры, эфирные связи, воска,
Фосфолипиды. Стероиды
фосфолипиды, стероиды.
Демонстрация владения языковыми
средствами для характеристики
химического состава живых
организмов. Решение биологических
задач на основе владения
межпредметными знаниями в
области химии. Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиций
других участников деятельности по
вопросам применения спортсменами
анаболиков. Овладение методами
научного познания, используемыми
при биологических исследованиях, в
процессе выполнения лабораторной
работы «Обнаружение липидов с
помощью качественной реакции»
Углеводы, их
Углеводы (сахара), их
Определение основополагающих
строение и функции строение и функции.
понятий: углеводы, моносахариды,
Моносахариды. Дисахариды. дисахариды, олигосахариды,
Олигосахариды.
полисахариды. Демонстрация
Полисахариды
владения языковыми средствами для
характеристики химического состава
живых организмов. Решение
биологических задач на основе
владения межпредметными
знаниями в области химии.
Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях, в
процессе выполнения лабораторной
работы «Обнаружение углеводов с
помощью качественной реакции».

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Белки. Состав и
структура белков

Белки. Состав и структура
белков. Незаменимые
аминокислоты. Пептидная
связь. Конформация белка.
Глобулярные и
фибриллярные белки.
Денатурация

Белки. Функции
белков

Функции белков.
Структурные белки. Белкиферменты. Транспортные
белки. Белки защиты и
нападения. Сигнальные
белки. Белки-рецепторы.
Белки, обеспечивающие
движение. Запасные белки

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Развитие умения объяснять
результаты биологических
экспериментов
Определение основополагающих
понятий: незаменимые
аминокислоты, пептидная связь,
конформация белка, глобулярные и
фибриллярные белки, денатурация.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
особенностей состава и структуры
белков. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации по
изучению белков, их состава и
структуры, её критическая оценка и
интерпретация. Составление
ментальной карты понятий.
Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях, в
процессе выполнения лабораторной
работы «Обнаружение белков с
помощью качественной реакции».
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии на основе
изучения дополнительного
материала учебника
Определение основополагающих
понятий: структурные белки, белкиферменты, транспортные белки,
сигнальные белки, белки защиты и
нападения, белки-рецепторы, белки,
обеспечивающие движение,
запасные белки. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации по
изучению белков и выполняемых
ими функций, её критическая оценка
и интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению
к получаемой биологической
информации. Развитие
познавательного интереса при
изучении дополнительного

Темы, входящие в
разделы программы
Ферменты —
биологические
катализаторы

Основное содержание по
темам
Механизм действия
катализаторов в химических
реакциях. Энергия активации.
Строение фермента:
активный центр, субстратная
специфичность. Коферменты.
Отличия ферментов от
химических катализаторов.
Белки-активаторы и белкиингибиторы

Обобщающий урок

Нуклеиновые
кислоты: ДНК и
РНК

Нуклеиновые кислоты: ДНК
и РНК. Особенности строения
и функции. Нуклеотид.
Принцип комплементарности.
Репликация ДНК. Роль
нуклеиновых кислот в
реализации наследственной
информации. Ген

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
материала учебника
Определение основополагающих
понятий: энергия активации,
активный центр, субстратная
специфичность, коферменты, белкиактиваторы и белки-ингибиторы.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
отличий ферментов от химических
катализаторов, влияния
критического повышения
температуры тела человека на
активность ферментов. Овладение
методами научного познания,
используемыми при биологических
исследованиях, при выполнении
лабораторной работы
«Каталитическая активность
ферментов (на примере амилазы)».
Развитие умения объяснять
результаты биологических
экспериментов
Самостоятельный контроль и
коррекция учебной деятельности с
использованием всех возможных
ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности. Демонстрация
навыков познавательной рефлексии.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности. Демонстрация
владения языковыми средствами.
Уверенное пользование
биологической терминологией в
пределах изученного материала
темы
Определение основополагающих
понятий: нуклеиновые кислоты,
дезоксирибонуклеи-новая кислота,
рибонуклеиновая кислота, нуклеотид, принцип
комплементарности, ген.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
строения и функций нуклеиновых
кислот. Решение биологических
задач в целях подготовки к ЕГЭ.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
АТФ и другие
Роль нуклеотидов в обмене
Определение основополагающих
нуклеотиды.
веществ. АТФ. Гидролиз.
понятий: АТФ, гидролиз,
Витамины
Макроэргические связи. АТФ макроэргические связи, витамины.
как универсальный
Продуктивное общение и
аккумулятор энергии.
взаимодействие в процессе
Многообразие
совместной учебной деятельности с
мононуклеотидов клетки.
учётом позиций других участников
Витамины
деятельности при обсуждении
вопросов обеспечения человеком
своих потребностей в энергии и
витаминах. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации о роли
нуклеотидов и витаминов в
осуществлении процессов
жизнедеятельности, её критическая
оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции
по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Использование средств
ИКТ для подготовки сообщений,
подкреплённых мультимедиапрезентациями. Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Вирусы —
Вирусы — неклеточная
Определение основополагающих
неклеточная форма форма жизни. Многообразие понятий: вирусы, вакцина.
жизни
вирусов. Жизненные циклы Продуктивное общение и
вирусов. Профилактика
взаимодействие в процессе
вирусных заболеваний.
совместной учебной деятельности с
Вакцина. Нанотехнологии в учётом позиций других участников
биологии. Ретровирусы —
деятельности при обсуждении
нарушители основного
проблемы происхождения вирусов и
правила молекулярной
причин, на основании которых их
биологии
относят к живым организмам.
Самостоятельная информационно-

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
познавательная деятельность с
различными источниками
информации о вирусах и их
жизненных циклах, её критическая
оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции
по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Решение биологических
задач в целях подготовки к ЕГЭ.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Обобщающий урок
Самостоятельный контроль и
коррекция учебной деятельности с
использованием всех возможных
ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности. Демонстрация
навыков познавательной рефлексии.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности. Демонстрация
владения языковыми средствами.
Уверенное пользование
биологической терминологией в
пределах изученной темы
Клеточный уровень (16 ч)
Клеточный уровень: Общая характеристика
Самостоятельное определение цели
общая
клеточного уровня
учебной деятельности и составление
характеристика.
организации. Общие сведения её плана. Определение
Клеточная теория
о клетке. Цитология — наука основополагающих понятий:
о клетке. Методы изучения
цитология, методы изучения клетки,
клетки. Клеточная теория
ультрацентрифугирование,
клеточная теория. Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиций
других участников деятельности при
обсуждении проблем создания
клеточной теории. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации об
основных этапах развития цитологии
и её методах. Формирование
собственной позиции по отношению

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Использование средств ИКТ для
подготовки информационного
сообщения и мультимедиапрезентации. Овладение методами
научного познания, используемыми
при биологических исследованиях, в
процессе выполнения лабораторных
работ «Техника микроскопирования»
и «Сравнение строения клеток
растений, животных, грибов и
бактерий под микроскопом на
готовых микропрепаратах и их
описание». Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Строение клетки.
Строение клетки. Сходство
Определение основополагающих
Клеточная
принципов построения
понятий: клеточная стенка,
мембрана.
клетки. Основные части и
гликокаликс, эндоцитоз: фагоцитоз и
Цитоплазма.
органоиды клетки, их
пиноцитоз, экзоцитоз, рецепция,
Клеточный центр. функции. Клеточная
гиалоплазма, цитоскелет, клеточный
Цитоскелет
(плазматическая) мембрана. центр, центриоли. Продуктивное
Клеточная стенка.
общение и взаимодействие в
Гликокаликс. Функции
процессе совместной учебной
клеточной мембраны.
деятельности с учётом позиций
Эндоцитоз: фагоцитоз и
других участников деятельности при
пиноцитоз. Рецепция.
обсуждении структур клетки и их
Цитоплазма: гиалоплазма и
функций. Овладение методами
органоиды. Цитоскелет.
научного познания, используемыми
Клеточный центр. Центриоли при биологических исследованиях, в
процессе выполнения лабораторной
работы «Наблюдение плазмолиза и
деплазмолиза в клетках кожицы
лука». Развитие умения объяснять
результаты биологических
экспериментов. Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Рибосомы. Ядро.
Основные части и органоиды Определение основополагающих
Эндоплазматическая клетки, их функции.
понятий: ядерная оболочка,
сеть. Вакуоли.
Рибосомы. Ядро. Ядерная
кариоплазма, хроматин, ядрышки,
Комплекс Гольджи. оболочка. Кариоплазма.
гистоны, хромосомы, кариотип,
Лизосомы
Хроматин. Ядрышки.
эндоплазматическая сеть:
Гистоны. Хромосомы.
шероховатая и гладкая, рибосомы.
Кариотип. Строение и
Продуктивное общение и

Темы, входящие в
разделы программы

Митохондрии.
Пластиды.
Органоиды
движения.
Клеточные
включения

Основное содержание по
темам
функции хромосом.
Эндоплазматическая сеть:
шероховатая и гладкая.
Хромосомный набор клетки
(кариотип). Основные части
и органоиды клетки, их
функции. Комплекс Гольджи.
Лизосомы. Вакуоли.
Тургорное давление.
Единство мембранных
структур клетки

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
структур клетки и их функций.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника Определение
основополагающих понятий:
комплекс Гольджи, лизосомы,
вакуоли, тур-горное давление.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
структур клетки и их функций.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с
текстом учебника, её анализ и
интерпретация. Сравнивание
изучаемых объектов. Овладение
методами научного познания,
используемыми при биологических
исследованиях, в процессе
выполнения лабораторной работы
«Приготовление, рассматривание и
описание микропрепаратов клеток
растений». Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Основные части и органоиды Определение основополагающих
клетки, их функции.
понятий, характеризующих
Митохондрии. Пластиды.
особенности строения митохондрий
Органоиды движения.
и пластид: кристы, матрикс,
Клеточные включения
тилакоиды, граны, строма.
Определение понятий: органоиды
движения, клеточные включения.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
клеточных структур. Аргументация
собственного мнения. Овладение
методами научного познания,
используемыми при биологических

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
исследованиях, в процессе
выполнения лабораторной работы
«Наблюдение движения цитоплазмы
на примере листа элодеи». Развитие
умения объяснять результаты
биологических экспериментов.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Особенности
Особенности строения клеток Определение основополагающих
строения клеток
прокариотов и эукариотов.
понятий: прокариоты, эукариоты,
прокариотов и
Споры бактерий
споры. Продуктивное общение и
эукариотов
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
особенностей строения клеток
прокариотов и эукариотов.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с
различными источниками
информации об археях и правилах
профилактики бактериальных
заболеваний, её критическая оценка
и интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях, в
процессе выполнения лабораторной
работы «Сравнение строения клеток
растений, животных, грибов и
бактерий». Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Обобщающий урок
Самостоятельный контроль и
коррекция учебной деятельности с
использованием всех возможных
ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности. Демонстрация
навыков познавательной рефлексии.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Обмен веществ и
превращение
энергии в клетке

Жизнедеятельность клетки.
Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке. Метаболизм:
анаболизм и катаболизм

Энергетический
обмен в клетке

Энергетический и
пластический обмен.
Гликолиз. Клеточное
дыхание. Цикл Кребса.
Дыхательная цепь.
Окислительное
фосфорилирование.
Спиртовое брожение

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
учётом позиций других участников
деятельности. Демонстрация
владения языковыми средствами.
Уверенное пользование
биологической терминологией в
пределах изученного материала
темы
Определение основополагающих
понятий: обмен веществ,
энергетический обмен, пластический
обмен, метаболизм. Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиций
других участников деятельности при
обсуждении процессов
жизнедеятельности клетки.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с
различными источниками
информации об обмене веществ и
превращении энергии в клетках
различных организмов, её
критическая оценка и
интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Использование средств ИКТ для
подготовки информационных
сообщений и
мультимедиапрезентаций. Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Определение основополагающих
понятий: гликолиз, клеточное
дыхание, цикл Кребса, дыхательная
цепь, окислительное
фосфорилирование. Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиций
других участников деятельности при
обсуждении особенностей
энергетического обмена в клетках
различных организмов.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Типы клеточного
питания.
Фотосинтез и
хемосинтез

Типы клеточного питания.
Автотрофы и гетеротрофы.
Хемосинтез. Фотосинтез.
Фотолиз воды. Цикл
Кальвина

Пластический
обмен: биосинтез
белков

Ген. Хранение, передача и
реализация наследственной
информации в клетке.
Генетический код.
Матричный синтез. Синтез
белка. Полисома

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
различными источниками
информации, её критическая оценка
и интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Определение основополагающих
понятий: типы клеточного питания,
автотрофы и гетеротрофы,
хемосинтез, фотосинтез.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении типов
клеточного питания.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с
различными источниками
информации о процессах
хемосинтеза и фотосинтеза, её
критическая оценка и
интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Определение основополагающих
понятий: генетический код, кодон,
антикодон, транскрипция,
сплайсинг, промотор, терминатор,
трансляция, стоп-кодон, полисома.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
особенностей пластического обмена
в клетке на примере биосинтеза
белков. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации о

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
механизмах передачи и реализации
наследственной информации в
клетке, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Решение биологических задач,
связанных с определением
последовательности нуклеиновых
кислот и установлением
соответствий между ней и
последовательностью аминокислот в
пептиде. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в
процессе изучения дополнительного
материала учебника
Регуляция
Регуляция транскрипции и
Определение основополагающих
транскрипции и
трансляции в клетке и
понятий: оперон, структурные гены,
трансляции в клетке организме. Геномика.
промотор, оператор, репрессор.
и организме
Влияние наркогенных
Построение ментальной карты,
веществ на процессы в клетке отражающей последовательность
процессов биосинтеза белка в клетке
и механизмов их регуляции.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
влияния наркогенных веществ на
процессы в клетке. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации о
регуляции биосинтеза белка в
клетке, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование
собственной позиций по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Деление клетки.
Клеточный цикл: интерфаза и Определение основополагающих
Митоз
деление. Апоптоз. Митоз, его понятий: митоз, жизненный цикл
фазы. Биологическое
клетки, интерфаза, профаза,
значение митоза
метафаза, анафаза, телофаза,
редупликация, хроматиды,
центромера, веретено деления,

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
амитоз, апоптоз. Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиций
других участников деятельности при
обсуждении вопросов митотического
деления клетки. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации об
особенностях клеточного цикла у
различных организмов, её
критическая оценка и
интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Деление клетки.
Мейоз, его механизм и
Определение основополагающих
Мейоз. Половые
биологическое значение.
понятий: мейоз, конъюгация,
клетки
Конъюгация хромосом и
кроссинговер, гаметогенез,
кроссинговер. Соматические сперматогенез, оогенез, фазы
и половые клетки.
гаметогенеза: размножения, роста,
Гаметогенез
созревания, фаза формирования,
направительные тельца. Построение
ментальной карты понятий,
отражающей сущность полового
размножения организмов.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении
вопросов мейотического деления
клетки. Овладение методами
научного познания в процессе
сравнивания процессов митоза и
мейоза, процессов образования
мужских и женских половых клеток
у человека. Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Обобщающий урок Демонстрация владения
Самостоятельный контроль и
языковыми средствами.
коррекция учебной деятельности с
Уверенное пользование
использованием всех возможных

Темы, входящие в
разделы программы

Обобщающий урокконференция (по
итогам учебноисследовательской и
проектной
деятельности)

Обобщающий урокконференция (по
итогам учебноисследовательской и
проектной
деятельности)

Основное содержание по
темам
биологической
терминологией в пределах
изученной темы

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности. Демонстрация
навыков познавательной рефлексии.
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности.
Самостоятельная
Продуктивное общение и
информационновзаимодействие в процессе
познавательная деятельность совместной учебной деятельности с
с различными источниками
учётом позиций других участников
информации, её критическая деятельности.
оценка и
интерпретация.Формирование
собственной позиции по
отношению к биологической
информации, получаемой из
разных источников.
Использование средств ИКТ в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач.
Овладение методами
научного познания,
используемыми при
биологических
исследованиях, в процессе
выполнения лабораторных
работ. Развитие умения
объяснять результаты
биологических
экспериментов. Решение
биологических задач.
Развитие познавательного
интереса к изучению
биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника
Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с
учётом позиций других участников
деятельности. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными
источниками информации, её
критическая оценка и
интерпретация. Формирование

Темы, входящие в
разделы программы

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
собственной позиции по отношению
к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Использование средств ИКТ в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач. Овладение
методами научного познания,
используемыми при биологических
исследованиях, в процессе
выполнения лабораторных работ.
Развитие умения объяснять
результаты биологических
экспериментов. Решение
биологических задач. Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения дополнительного
материала учебника

11 класс
№

Название темы

Количество часов

1

Организменный уровень

10

2

Популяционно-видовой уровень

8

3

Экосистемный уровень

8

Биосферный уровень

8

ИТОГО

Организменный
уровень: общая
характеристика.
Размножение
организмов

34

Организменный уровень (10 ч)
Организменный уровень: Самостоятельное определение цели учебной
общая характеристика. деятельности и составление её плана.
Особь.
Определение основополагающих понятий:
Жизнедеятельность
особь, бесполое и половое размножение,
организма. Основные
гаплоидный и диплоидный наборы
процессы, происходящие хромосом, гаметы, семенники, яичники,
в организме.
гермафродитизм. Продуктивное общение и
Размножение
взаимодействие в процессе совместной
организмов: бесполое и учебной деятельности с учётом позиций
половое. Гаметы.
других участников деятельности при
Гаплоидный и
обсуждении процессов жизнедеятельности
диплоидный наборы
организмов. Самостоятельная
хромосом.
информационно-познавательная
Гермафродиты. Значение деятельность с различными источниками
разных видов
информации, её критическая оценка и
размножения. Регуляция интерпретация. Формирование собственной
функций организма,
позиции по отношению к биологической

гомеостаз

Развитие половых Половые клетки.
клеток.
Развитие половых
Оплодотворение клеток. Гаметогенез:
оогенез, сперматогенез.
Направительные тельца.
Половой процесс.
Оплодотворение:
наружное и внутреннее.
Акросома. Зигота

Индивидуальное
развитие
организмов.
Биогенетический
закон

Индивидуальное
развитие организма
(онтогенез). Периоды
онтогенеза.
Эмбриональное
развитие. Зародышевые
листки.
Постэмбриональное
развитие. Типы
онтогенеза.
Биогенетический закон.
Причины нарушений
развития.
Репродуктивное
здоровье; последствия
влияния алкоголя,
никотина,
наркотических веществ
на эмбриональное
развитие человека.
Жизненные циклы
разных групп организмов

Закономерности
наследования
признаков.
Моногибридное
скрещивание

Наследственность и
изменчивость. Генетика
как наука. Методы
генетики. Генетическая
терминология и
символика. Законы
наследственности Г.
Менделя. Хромосомная
теория

информации, получаемой из разных
источников. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Определение основополагающих понятий:
гаметогенез, оогенез, сперматогенез,
направительные тельца, наружное
оплодотворение, внутреннее
оплодотворение, акросома, зигота.
Продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении изучаемого
материала. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Определение основополагающих понятий:
онтогенез, филогенез, эмбриональный
период, постэмбриональный период,
дробление, бластомеры, бластула, гаструла,
эктодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула,
нервная трубка, биогенетический закон.
Продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении особенностей
индивидуального развития у разных групп
организмов. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации о жизненных циклах разных
групп организмов, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Использование средств ИКТ
для поиска учебной информации и
подготовки мультимедиапрезентаций.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Определение основополагающих понятий:
ген, генетика, гибридизация, чистая линия,
генотип, фенотип, генофонд,
моногибридное скрещивание,
доминантность, рецессивность,
расщепление, закон чистоты гамет.
Продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников

наследственности.
Определение пола.
Сцепленное с полом
наследование

деятельности при обсуждении
закономерностей наследования признаков.
Решение биологических (генетических)
задач на моногибридное скрещивание.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Неполное
Неполное
Определение основополагающих понятий:
доминирование. доминирование. Генотип неполное доминирование, анализирующее
Генотип и
и фенотип.
скрещивание. Продуктивное общение и
фенотип.
Анализирующее
взаимодействие в процессе совместной
Анализирующее скрещивание
учебной деятельности с учётом позиций
скрещивание
других участников деятельности при
обсуждении закономерностей наследования
признаков. Решение биологических
(генетических) задач на моногибридное
скрещивание. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Дигибридное
Дигибридное
Определение основополагающих понятий:
скрещивание.
скрещивание. Закон
дигибридное скрещивание, решётка
Закон
независимого
Пеннета, независимое наследование.
независимого
наследования признаков. Продуктивное общение и взаимодействие в
наследования
Ограничения действия процессе совместной учебной деятельности
признаков
законов Менделя.
с учётом позиций других участников
Условия выполнения
деятельности при обсуждении
законов Менделя
закономерностей наследования признаков.
Решение биологических (генетических)
задач на дигибридное скрещивание.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Хромосомная
Закон Моргана.
Определение основополагающих понятий:
теория
Кроссинговер.
сцепленное наследование, закон Моргана,
наследственности. Хромосомная теория
перекрест (кроссинговер), хромосомная
Закон Моргана.
наследственности.
теория наследственности, аутосомы,
Генетика пола.
Генетика пола.
половые хромосомы, гетеро- и
Наследование,
Кариотип.
гомогаметный пол, признаки, сцепленные с
сцепленное с
Наследование,
полом, гемофилия, дальтонизм.
полом
сцепленное с полом.
Продуктивное общение и взаимодействие в
Наследственные
процессе совместной учебной деятельности
заболевания человека и с учётом позиций других участников
их предупреждение.
деятельности при обсуждении вопросов
Этические аспекты в
исследований наследования признаков у
области медицинской
человека и этических аспектов в области
генетики
медицинской генетики. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации, в том числе с использованием
средств ИКТ, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной

позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Решение биологических
(генетических) задач с учётом сцепленного
наследования и кроссинговера. Развитие
познавательного интереса к изучению
биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Закономерности Закономерности
Определение основополагающих понятий:
изменчивости
изменчивости.
модификационная изменчивость,
Ненаследственная
модификации, норма реакции,
изменчивость.
комбинационная изменчивость,
Наследственная
мутационная изменчивость, мутации
изменчивость.
(генные, хромосомные, геномные), делеция,
Модификационная
дупликация, полиплоидия, мутагенные
изменчивость.
факторы, мутационная теория.
Модификации. Норма
Продуктивное общение и взаимодействие в
реакции.
процессе совместной учебной деятельности
Комбинационная
с учётом позиций других участников
изменчивость.
деятельности при обсуждении
Мутационная
закономерностей изменчивости организмов.
изменчивость. Мутации: Самостоятельная информационногенные, хромосомные,
познавательная деятельность с различными
геномные. Деления.
источниками информации о влиянии
Дупликация.
мутагенных факторов на организмы, её
Полиплоидия.
критическая оценка и интерпретация.
Мутагенные факторы.
Формирование собственной позиций по
Мутационная теория.
отношению к биологической информации,
Генотип и среда.
получаемой из разных источников.
Мутагены, их влияние на Использование средств ИКТ в решении
организмы
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач, связанных с
изучением изменчивости организмов.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Основные методы Доместикация и
Определение основополагающих понятий:
селекции
селекция. Методы
селекция, сорт, порода, штамм,
растений,
селекции. Клеточная
биотехнология, мутагенез, клеточная
животных и
инженерия. Генная
инженерия, генная инженерия, гетерозис,
микроорганизмов. инженерия.
инбридинг, биогумус, культура тканей,
Биотехнология
Биотехнология, её
клонирование, синтетические организмы,
направления и
трансгенные организмы, биобезопасность.
перспективы развития. Продуктивное общение и взаимодействие в
Биобезопасность
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении проблем
биотехнологии, её перспектив и этических
норм. Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с различными
источниками информации о методах
селекции и о направлениях развития

биотехнологии, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Обобщающий
Самостоятельный контроль и коррекция
урок
учебной деятельности с использованием
всех возможных ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности. Демонстрация навыков
познавательной рефлексии. Продуктивное
общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом
позиции других участников деятельности.
Демонстрация владения языковыми
средствами. Уверенное пользование
биологической терминологией в пределах
изученной темы
Популяционно-видовой уровень (8 ч)
ПопуляционноПонятие о виде.
Самостоятельное определение цели учебной
видовой уровень: Критерии вида.
деятельности и составление её плана.
общая
Популяционная
Определение основополагающих понятий:
характеристика. структура вида.
вид, критерии вида, ареал, популяция,
Виды и
Популяция. Показатели рождаемость, смертность, показатели
популяции
популяций.
структуры популяции, плотность,
Генетическая структура численность. Продуктивное общение и
популяции. Свойства
взаимодействие в процессе совместной
популяций
учебной деятельности с учётом позиций
других участников деятельности при
обсуждении современных представлений о
виде и его популяционной структуре.
Овладение методами научного познания,
используемыми при биологических
исследованиях, в процессе выполнения
лабораторной работы «Выявление
приспособлений организмов к влиянию
различных экологических факторов».
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Развитие
Развитие эволюционных Определение основополагающих понятий:
эволюционных
идей, эволюционная
эволюция, теория эволюции Дарвина,
идей
теория Чарлза Дарвина. движущие силы эволюции (изменчивость,
Синтетическая теория
борьба за существование, естественный
эволюции. Популяция — отбор), синтетическая теория эволюции.
элементарная единица
Продуктивное общение и взаимодействие в
эволюции.
процессе совместной учебной деятельности
Свидетельства эволюции с учётом позиций других участников
живой природы
деятельности при обсуждении основных

положений эволюционной теории Ч.
Дарвина и положений синтетической теории
эволюции. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации о развитии эволюционных
идей, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Использование средств ИКТ в
решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач, связанных с
изучением личности Ч. Дарвина как
учёного-исследователя. Развитие
познавательного интереса к изучению
биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Движущие силы Движущие силы
Определение основополагающих понятий:
эволюции, их
(факторы) эволюции, их элементарные факторы эволюции:
влияние на
влияние на генофонд
мутационный процесс, популяционные
генофонд
популяции
волны, дрейф генов, изоляция.
популяции
Продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении современных
представлений о движущих силах
(факторах) эволюции. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации об эволюционных факторах, её
критическая оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников. Решение
биологических задач на применение закона
Харди—Вайнберга. Развитие
познавательного интереса к изучению
биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Естественный
Естественный отбор — Определение основополагающих понятий:
отбор как фактор направляющий фактор формы естественного отбора: движущий,
эволюции
эволюции. Формы
стабилизирующий, дизруптивный
естественного отбора:
(разрывающий). Продуктивное общение и
движущий,
взаимодействие в процессе совместной
стабилизирующий и
учебной деятельности с учётом позиций
разрывающий
других участников деятельности при
(дизруптивный).
обсуждении влияния естественного отбора
Изменения генофонда, на генофонд популяций. Развитие
вызываемые
познавательного интереса к изучению
естественным отбором. биологии в процессе изучения
Адаптации как результат дополнительного материала учебника

действия естественного
отбора
Микроэволюция и Микроэволюция и
макроэволюция макроэволюция.
Направления эволюции

Направления
эволюции

Принципы
классификации.
Систематика

Определение основополагающих понятий:
макроэволюция, микроэволюция,
дивергенция, репродуктивная изоляция,
видообразование (географическое,
экологическое), конвергенция.
Продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении процессов
макро- и микроэволюции. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации о формах видообразования, её
критическая оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников. Развитие
познавательного интереса к изучению
биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Направления
Определение основополагающих понятий:
макроэволюции:
направления эволюции: биологический
биологические прогресс прогресс, биологический регресс,
и регресс. Пути
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
достижения
Продуктивное общение и взаимодействие в
биологического
процессе совместной учебной деятельности
прогресса: ароморфоз,
с учётом позиций других участников
идиоадаптация,
деятельности при обсуждении направлений
дегенерация
эволюции. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации о доказательствах эволюции,
её критическая оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Использование средств ИКТ в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач, связанных с
изучением основных направлений
эволюции. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Многообразие
Определение основополагающих понятий:
организмов как
систематика, биноминальное название,
результат эволюции.
систематические категории: тип, отдел,
Принципы
класс, отряд, порядок, семейство, род, вид.
классификации.
Продуктивное общение и взаимодействие в
Систематика
процессе совместной учебной деятельности

Обобщающий
урок

Экосистемный
уровень: общая
характеристика.
Среда обитания
организмов.
Экологические
факторы и их
влияние на
организмы.
Толерантность и
адаптация

Экологические
сообщества

с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении принципов
классификации организмов. Развитие
познавательного интереса к изучению
биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Самостоятельный контроль и коррекция
учебной деятельности с использованием
всех возможных ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности. Демонстрация навыков
познавательной рефлексии. Продуктивное
общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом
позиций других участников деятельности.
Демонстрация владения языковыми
средствами. Уверенное пользование
биологической терминологией в пределах
изученной темы
Экосистемный уровень (8 ч)
Экосистемный уровень: Самостоятельное определение цели учебной
общая характеристика. деятельности и составление её плана.
Среда обитания
Определение основополагающих понятий:
организмов.
среда обитания, экологические факторы
Экологические факторы (абиотические, биотические,
и их влияние на
антропогенные, лимитирующие),
организмы.
толерантность, закон минимума, правило
Толерантность и
толерантности, адаптация. Продуктивное
адаптация.
общение и взаимодействие в процессе
Приспособления
совместной учебной деятельности с учётом
организмов к действию позиций других участников деятельности
экологических факторов при обсуждении влияния экологических
факторов на организмы. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации о приспособлениях организмов
к действию различных экологических
факторов, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Биоценоз. Экосистема. Определение основополагающих понятий:
Классификация
биотическое сообщество (биоценоз),
экосистем. Биогеоценоз. экосистема, биогеоценоз, биотоп,
Искусственные
искусственные (антропогенные)
экосистемы. Экосистемы экосистемы: агробиоценоз, экосистема
городов. Пищевые связи города, городской ландшафт. Продуктивное
в экосистеме.
общение и взаимодействие в процессе

Пространственная
структура экосистемы.
Разнообразие экосистем.
Взаимоотношения
популяций разных видов
в экосистеме.
Круговорот веществ и
поток энергии в
экосистеме.
Устойчивость и
динамика экосистем.
Последствия влияния
деятельности человека
на экосистемы.
Сохранение
биоразнообразия как
основа устойчивости
экосистемы
Виды
Экологические
взаимоотношений взаимодействия
организмов в
организмов в
экосистеме.
экосистеме.
Экологическая
Экологическая ниша.
ниша
Закон конкурентного
исключения

Видовая и
пространственная
структуры
экосистемы

Видовая и
пространственная
структуры экосистемы.
Трофическая структура
экосистемы

совместной учебной деятельности с учётом
позиций других участников деятельности
при сравнивании естественных и
искусственных экосистем, проблем
загрязнения атмосферы. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации об экологических сообществах,
её критическая оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников. Развитие
познавательного интереса к изучению
биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий:
нейтрализм, симбиоз (мутуализм,
протокооперация, комменсализм,
нахлебничество, квартирантство,
паразитизм), хищничество, антибиоз
(аменсализм, аллелопатия, конкуренция),
территориальность, экологическая ниша,
закон конкурентного исключения.
Продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении типов
взаимоотношений организмов в
экосистемах. Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях, в процессе
выполнения лабораторной работы
«Изучение экологической ниши у разных
видов растений». Развитие умения
объяснять результаты биологических
экспериментов. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Определение основополагающих понятий:
видовая структура, пространственная
структура сообщества, трофическая
структура, пищевая цепь, пищевая сеть,
ярусность, автотрофы, гетеротрофы,
продуценты, консументы, редуценты.
Продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной деятельности
с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении различных

структур экосистем. Овладение методами
научного познания, используемыми при
биологических исследованиях, в процессе
выполнения лабораторной работы
«Описание экосистем своей местности».
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Пищевые связи в Обмен веществом и
Определение основополагающих понятий:
экосистеме
энергией в экосистеме. пищевая цепь: детритная, пастбищная;
Пищевые связи в
пирамида: чисел, биомасс, энергии; правило
экосистеме. Типы
экологической пирамиды. Продуктивное
пищевых цепей.
общение и взаимодействие в процессе
Правило экологической совместной учебной деятельности с учётом
пирамиды
позиций других участников деятельности
при обсуждении пищевых связей в
различных экосистемах. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации об особенностях пищевых
связей в различных экосистемах, её
критическая оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Использование средств ИКТ в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач. Решение
биологических задач на применение
экологических закономерностей (правил).
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Круговорот
Потоки энергии и
Определение основополагающих понятий:
веществ и
вещества в экосистемах. поток: вещества, энергии; биогенные
превращение
Особенности переноса элементы, макротрофные вещества,
энергии в
энергии в экосистеме.
микротрофные вещества. Продуктивное
экосистеме
Круговорот веществ и
общение и взаимодействие в процессе
превращение энергии в совместной учебной деятельности с учётом
экосистеме
позиций других участников деятельности
при обсуждении круговорота веществ и
превращения энергии в экосистемах.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Экологическая
Экологическая
Определение основополагающих понятий:
сукцессия.
сукцессия и её значение. сукцессия, общее дыхание сообщества,
Последствия
Стадии сукцессии.
первичная и вторичная сукцессии.
влияния
Последствия влияния
Продуктивное общение и взаимодействие в
деятельности
деятельности человека процессе совместной учебной деятельности
человека на
на экосистемы
с учётом позиций других участников
экосистемы
деятельности. Овладение методами

Обобщающий
урок

Биосферный
уровень: общая
характеристика.
Биосфера —
глобальная
экосистема.
Учение В. И.
Вернадского о
биосфере

Круговорот
веществ в
биосфере

научного познания, используемыми при
биологических исследованиях, в процессе
выполнения лабораторной работы
«Моделирование структур и процессов,
происходящих в экосистемах (на примере
аквариума)». Развитие умения объяснять
результаты биологических экспериментов.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Самостоятельный контроль и коррекция
учебной деятельности с использованием
всех возможных ресурсов для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности. Демонстрация навыков
познавательной рефлексии. Продуктивное
общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом
позиций других участников деятельности.
Демонстрация владения языковыми
средствами. Уверенное пользование
биологической терминологией в пределах
изученной темы
Биосферный уровень (8 ч)
Биосферный уровень:
Самостоятельное определение цели учебной
общая характеристика. деятельности и составление её плана.
Структура (компоненты) Определение основополагающих понятий:
и границы биосферы.
биосфера, ноосфера, живое вещество,
Учение В. И.
биогенное вещество, биокосное вещество.
Вернадского о биосфере. Продуктивное общение и взаимодействие в
Живое вещество и его
процессе совместной учебной деятельности
роль в биосфере.
с учётом позиций других участников
Ноосфера. Круговороты деятельности при обсуждении структуры и
веществ в биосфере
границы биосферы. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации об учении В. И. Вернадского о
биосфере, роли человека в изменении
биосферы, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Глобальный
Определение основополагающих понятий:
биогеохимический
биогеохимический цикл, закон глобального
круговорот
замыкания биогеохимического круговорота
(биогеохимический
в биосфере. Продуктивное общение и
цикл). Закон
взаимодействие в процессе совместной
глобального замыкания учебной деятельности с учётом позиций

Эволюция
биосферы

Происхождение
жизни на Земле

биогеохимического
других участников деятельности при
круговорота в биосфере. обсуждении круговоротов веществ в
Круговороты веществ в биосфере.
биосфере
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с различными
источниками информации о
биогеохимическом круговороте веществ в
биосфере, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Основные этапы
Определение основополагающих понятий:
развития биосферы.
формация Исуа, первичный бульон,
Зарождение жизни. Роль метаногенные археи. Продуктивное
процессов фотосинтеза и общение и взаимодействие в процессе
дыхания в эволюции
совместной учебной деятельности с учётом
биосферы. Влияние
позиций других участников деятельности
человека на эволюцию при обсуждении проблем эволюции
биосферы. Глобальные биосферы и роли человека в ней.
антропогенные
Самостоятельная информационноизменения в биосфере
познавательная деятельность с различными
источниками информации об эволюции
биосферы, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных
источников.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Гипотезы
Определение основополагающих понятий:
происхождения жизни
креационизм, гипотеза стационарного
на Земле. Современные состояния, гипотеза самопроизвольного
представления о
зарождения жизни, гипотеза панспермии,
возникновении жизни. гипотеза биохимической эволюции,
Основные этапы
абиогенез, гипотеза РНК-мира.
эволюции органического Продуктивное общение и взаимодействие в
мира на Земле. Гипотезы процессе совместной учебной деятельности
происхождения эукариот с учётом позиций других участников
деятельности при обсуждении гипотез
происхождения жизни на Земле.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с различными
источниками информации о происхождении
жизни на Земле, её критическая оценка и
интерпретация. Формирование собственной
позиции по отношению к биологической

Основные этапы
эволюции
органического
мира на Земле

Эволюция
человека

информации, получаемой из разных
источников. Развитие познавательного
интереса к изучению биологии в процессе
изучения дополнительного материала
учебника
Основные этапы
Определение основополагающих понятий:
эволюции органического зон, эра, период, эпоха, катархей, архей,
мира на Земле.
протерозой, фанерозой, палеозой, мезозой,
Геологическая история кайнозой, кембрий, ордовик, силур, девон,
Земли
карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген,
неоген, антропоген, голоцен. Продуктивное
общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом
позиций других участников деятельности
при обсуждении проблем возникновения и
развития жизни на Земле. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность с различными источниками
информации об основных этапах эволюции
органического мира на Земле, её
критическая оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников. Развитие
познавательного интереса к изучению
биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Развитие взглядов на
Определение основополагающих понятий:
происхождение
антропогенез, человек разумный (Homo
человека. Современные sapiens), австралопитековые, люди
представления о
(архантропы, палеоантропы, неоантропы),
происхождении
социальные факторы антропогенеза
человека. Эволюция
(трудовая деятельность, общественный
человека (антропогенез). образ жизни, речь, мышление), расы
Движущие силы
(европеоидная, монголоидная,
антропогенеза. Расы
американоидная, негроидная,
человека, их
австралоидная), расизм. Продуктивное
происхождение и
общение и взаимодействие в процессе
единство. Критика
совместной учебной деятельности с учётом
расизма
позиций других участников деятельности
при обсуждении расогенеза.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с различными
источниками информации об антропогенезе,
её критическая оценка и интерпретация.
Формирование собственной позиции по
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников.
Использование средств ИКТ в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач, связанных с
изучением вопросов эволюции человека.

Роль человека в
биосфере

Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника
Роль человека в
Определение основополагающих понятий:
биосфере. Человек и
устойчивое развитие. Продуктивное
экологический кризис. общение и взаимодействие в процессе
Пути выхода из
совместной учебной деятельности с учётом
экологического кризиса. позиций других участников деятельности
Проблемы устойчивого при обсуждении роли человека в биосфере.
развития. Перспективы Самостоятельная информационноразвития биологических познавательная деятельность с различными
наук
источниками информации о проблемах
устойчивого развития, её критическая
оценка и интерпретация. Формирование
собственной позиции по отношению к
биологической информации, получаемой из
разных источников. Овладение методами
научного познания, используемыми при
биологических исследованиях, в процессе
выполнения учебно-исследовательского
проекта «Оценка антропогенных изменений
в природе». Развитие умения объяснять
результаты биологических экспериментов.
Развитие познавательного интереса к
изучению биологии в процессе изучения
дополнительного материала учебника


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».