Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлен на основе следующих нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26). Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082). Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам". Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Устав образовательного учреждения; Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3.Санитарные нормы Режим работы школы следующий: 1) 5-дневная рабочая неделя; 2) занятия проводятся в первую смену; 3) продолжительность уроков: 40 мин; 4) продолжительность перемен: 10 мин, две большие перемены – по 20 мин; 5) обед: у 5-9 классов – после второго урока. 2 Структура и основные особенности формирования учебного плана Учебный план МКОУ СОШ п. Ключевая, реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебные планы представлен в 1 варианте ― I-IV; V-IX классы (9 лет). Выбор варианта сроков обучения МКОУ СОШ п. Ключевая (далее ОУ) осуществляет самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей, наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных 3 потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Реализация АООП ОО в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося к индивидуальной трудовой деятельности. Учебный план включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, естествознание, человек и общество, искусство, физическая культура (адаптивная физическая культура), технологии (сельскохозяйственный труд). Основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение) Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Предметная область «Естествознание». Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология, География. Основные задачи реализации содержания: Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и 4 общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае. Предметная область «Человек и общество». Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика, Обществоведение. Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Этика. Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях. Обществоведение. Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях гражданина; основных законах нашей страны. Предметная область «Искусство». Учебные предметы: Рисование, Музыка. Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. 5 Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Адаптивная физическая культура. Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Предметная область «Технологии». Учебные предметы: Сельскохозяйственный труд, Профильный труд. Основные задачи реализации содержания: Сельскохозяйственный труд. «Сельскохозяйственный труд» в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 9 класс формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений. Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. К коррекционным занятиям относятся – логопедические занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, ЛФК. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся учителем. Содержание обучения по всем предметам имеет практическую направленность в сочетании с принципом коррекционной направленности обучения, который является ведущим. Обучение максимально индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в части организации образовательного процесса Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. 6 Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. ОУ предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется ОУ в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Текущий контроль и промежуточная аттестация Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся по пятибалльной системе. Текущий контроль включает в себя поурочное и потемное оценивание результатов обучения. Промежуточная аттестация является четвертной и годовой. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся контролируются через следующие формы работ: 1) стартовые (входные) и итоговые контрольные работы; проверочные, тестовые работы; 2) диагностические работы; 3) комплексные работы (полугодовые); 4) самостоятельные работы; 5) контрольные работы; 6) проекты и другие формы письменных работ. 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (НЕДЕЛЬНЫЙ) Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 3 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение (Литературное чтение) Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 3. Естествознание 3.1. Биология 3.2. Географии 3.3. Мир природы и человека 4. Человек и 4.1. Основы социальной жизни общество 4.2. История отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд 7.2.Сельскохозяйственный труд 7.3.Ручной труд 8.1. Изобразительное искусство 8.Часть, 8.2. Музыка формируемая 8.3.ОБЖ участниками образовательных отношений Итого 9.Коррекционно9.1.Коррекционноразвивающая область развивающие занятия (коррекционные занятия) 4 4 1 5 2 1 1 2 Количество часов в неделю 8 9 Всего 4 4 4 4 1 12 2 4 4 2 4 4 1 1 8 4 1 2 2 4 1 2 2 2 2 3 2 2 3 1 3 1 3 1 1 1 1 1 1 2 6 1 2 2 2 32 3 32 3 84 8 1 21 2 12 12 * Часть, формируемая участниками образовательных отношений осуществляется через внеурочную деятельность во второй половине дня 8 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация программ внеурочной деятельности осуществляется во второй половине дня. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Механизм выбора программ внеурочной деятельности представляет собой анкетирование родителей (законных представителей). Выбор следующих программ в 3, 8, 9 классах составил 100%: Направление внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности Цель программы внеурочной деятельности Физкультурноспортивное и оздоровительное «Футбол» «Спортивные и подвижные игры» «Азбука здоровья» Формирование установки на здоровый образ жизни, понимание значения физкультуры и спорта Общеинтеллектуа льное «Индивидуальный проект» Общекультурное «Основы черчения, дизайна и архитектуры» «В мире искусства» Духовнонравственное «Развиваем дар слова» «Я – гражданин России» «Я и моя семья» Социальное «Познай себя» «Занимательная экология» Развитие познавательных действий (логических, алгоритмических, знаковосимволических) Формирование первоначальных представлений об эстетических идеалах и ценностях Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей Создание условий для позитивного общения в школе и за её пределами 9