ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Общие положения Образовательная деятельность в МКОУ СОШ п. Ключевая осуществляется на основе базового образования, определённого Министерством образования Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Учебный план основного общего образования – нормативный документ по введению и реализации ФГОС ООО. Он является частью Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с ЗПР Учебный план основного общего образования ориентирован на максимально полное удовлетворение образовательных потребностей учащихся, так как составлен в соответствии с целями и задачами «Программы развития МКОУ СОШ п. Ключевая на период с 2020 по 2025 год», предполагающими создание оптимальных условий для социализации личности учащихся, повышение уровня их образованности, на мотивацию всех участников образовательных отношений, на познавательную активность и формирование стремления к самообразованию, саморазвитию и самоопределению. 2.Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план основного общего образования разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в актуальной редакции); и документов, регламентирующих реализацию образовательной программы общеобразовательного учреждения в 2021-2022 учебном году: -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции); -Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; - Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г., рег. № 19644): об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35915); от 31.12.2015 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., рег. № 1577): о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»: - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 №МД1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием (вместе с «рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»); - Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255: о введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования; - Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03296: об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования; -Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования от 19.08.2015 №02-01-82/6762 «Методические рекомендации по вопросам введения 2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Устава образовательного учреждения; -Основной образовательной программы основного общего образования; -Результатов анкетирования родителей (законных представителей) в мае 2021 г. 3.Санитарные нормы Режим работы школы следующий: 1) 5-дневная рабочая неделя; 2) занятия проводятся в первую смену; 3) продолжительность уроков: 40 мин; 4) продолжительность перемен: 10 мин, две большие перемены – по 20 мин; 5) обед: у 5-9 классов – после второго урока. 4.Структура и основные особенности формирования учебного плана Учебный план основного общего образования реализует ФГОС ООО. Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; определяет перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Учебный план основного общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательную часть учебного плана составляют обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык, родная литература); иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) Часть, формируемая участниками образовательных отношений, используется на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений. Механизм изучения потребностей участников образовательных отношений представляет собой анкетирование родителей (законных представителей) и обучающихся. Учебный предмет «Иностранный язык» представлен английским языком. Учебный предмет «Второй иностранный язык» в 6 классе представлен немецким языком (согласно результатам анкетирования родителей (законных представителей)). Родной язык и литературное чтение на родном языке представлены предметами Родной язык (русский) и Литературное чтение на родном (русском) языке (с учётом пожеланий родителей). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена: 1) элективным курсом «Практикум по решению математических и текстовых задач» в 8 классе. Согласно результатам анкетирования родителей (законных представителей), выбор элективного курса «Практикум по решению математических текстовых задач» в 8 классе составил 100%. Программа элективного курса по математике является дополнением к урочной деятельности, даёт возможность каждому учащемуся выявить и реализовать свои способности, углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки 3 исследовательской деятельности. Обеспечивает обучающихся системой математических знаний и умений, необходимых для более качественной подготовки их к ГИА в форме ОГЭ. Учебный план предусматривает коррекцию недостатков в развитии и индивидуальную и групповую работу, направленная на преодоление трудностей в овладении основными предметами: русский язык, математика. Коррекционные занятия проводятся 3 раз в неделю. Учет индивидуальных занятий по коррекции осуществляется без выставления оценок. Коррекционно-развивающая часть решает задачи: продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной сферы, обеспечивающих усвоение учащимися образовательной программы); отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся. 5. Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация проводятся по пятибалльной системе. Текущий контроль включает в себя поурочное и потемное оценивание результатов обучения. Промежуточная аттестация является четвертной и годовой. Итоговая аттестация включает в себя результат годовой промежуточной аттестации и результат ГИА. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности контролируются через следующие формы работ: 1) стартовые (входные) и итоговые контрольные работы; 2) проверочные, тестовые работы; 3) диагностические работы; 4) комплексные работы (полугодовые); 5) самостоятельные работы; 6) контрольные работы; 7) проекты и другие формы письменных работ; 8) участие на конференциях и других формах устной презентации своих работ. Структура школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся, формы промежуточной аттестации обучающихся регламентируются локальными актами школы: - Критерии и нормы оценивания результатов учебной деятельности учащихся по предметам на ступени основного общего образования (Утверждены приказом директора №57,1-од от 29.08.2019 г.) - Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МКОУ СОШ п. Ключевая (Утверждены приказом директора №57,1-од от 29.08.2019 г.) 4 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НЕДЕЛЬНЫЙ) Учебные Количество часов в неделю предметы Предметные области Классы 6 8 Всего Обязательная часть Русский язык и литература *Родной язык и родная литература Иностранные языки Общественнонаучные предметы Математика и информатика Естественно-научные предметы Искусство Русский язык Литература 5,5 2,5 8 2,5 0,5 1,5 0,5 4 0,5 0,5 3 3 6 1 - 1 1 1 2 Всеобщая история 1 1 2 Обществознание География 1 1 1 2 2 3 Математика 5 3 2 1 2 2 2 5 3 2 1 2 3 2 1 1 2 1 2 1 1 2 3 3 3 5 1 1 30 32 62 * 1 1 1 1 3 6 Родной язык (русский) Родная литература (на русском языке) Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий язык) История России Алгебра Геометрия Информатика Физика Биология Химия Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Технология Физическая культура и основы Основы безопасности безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Элективный курс «Практикум по решению математических и текстовых задач» Коррекционно-развивающие курсы 1 3 1 1 * Часть, формируемая участниками образовательных отношений осуществляется через внеурочную деятельность во второй половине дня 5 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация программ внеурочной деятельности осуществляется во второй половине дня. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Механизм выбора программ внеурочной деятельности представляет собой анкетирование родителей (законных представителей). Выбор следующих программ в 6, 8 классах составил 100%: Направление внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности Цель программы внеурочной деятельности Физкультурноспортивное и оздоровительное «Футбол» «Спортивные и подвижные игры» Формирование установки на здоровый образ жизни, понимание значения физкультуры и спорта Общеинтеллектуа льное «Компьютерная грамотность» «Индивидуальный проект» Общекультурное «Основы черчения, дизайна и архитектуры» «В мире искусства» Духовнонравственное Социальное «Развиваем дар слова» «Я – гражданин России» «Познай себя» «Занимательная экология» Развитие познавательных действий (логических, алгоритмических, знаковосимволических) Формирование первоначальных представлений об эстетических идеалах и ценностях Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей Создание условий для позитивного общения в школе и за её пределами 6