Рабочая программа учебного предмета Литература 10-11 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.2 к основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
учебного предмета
«Литература»
(базовый уровень)
10-11 классы

п. Ключевая
2020

1

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» ……3
2. Содержание учебного предмета «Литература» ……………………………………5
3. Тематическое планирование учебного предмета «Литература» ……..………….11

2

1. Планируемые
«Литература»

результаты

освоения

учебного

предмета

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития
и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
3

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

4

Содержание учебного предмета «Литература»
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века
Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие
становления реализма в русской литературе. Национальное своеобразие русского
реализма. Эволюция русского реализма.
Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.
Русская литературная критика второй половины 19 века
Расстановка общественных сил в 1860 годы.
Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Литературно.критическая статья. Мемуары, мемуаристика.
Иван Сергеевич Тургенев (10 ч).
Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. общественные взгляды
Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки
охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора.
Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная
атмосфера и ее отражение в романе. Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.
Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его
родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины
его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на
появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей»
или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его
мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции.
«Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:
художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее
выражения. Полемика вокруг романа.
Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни
Тургенева.
Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе.
Психологизм. Эпилог романа.
Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.
Николай Гаврилович Чернышевский. (3 ч.)
Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского.
Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что
делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые
люди. Новые люди. «Особенный человек».
Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории.
Внутренний монолог героя. Фабула романа.
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Иван Александрович Гончаров. (10 ч.)
Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества.
Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов».
История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ
главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон
Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов
и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет,
интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в
романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).
«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство
И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.
5

Роман «Обрыв» в оценке русской критики.
Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные
детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
РР Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента.
Написание сочинения. Написание реферата.
Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»
(выразительное чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С.Михалкова
«Несколько дней из жизни И.И.Обломова», обсуждение.
Александр Николаевич Островский (6 ч.)
Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза».
Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины.
Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть
свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний
конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия
и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии
«Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции.
Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского.
Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи
пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция,
завязка, кульминация, развязка действия.
Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».
РР Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по
задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критической статьи.
Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков
пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.
Федор Иванович Тютчев. (3 ч.)
Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти
бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества.
Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и
мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».
Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
РР Подготовка сообщения о литературной судьбе Тютчева. Выразительное чтение
наизусть стихотворений Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения
«Фонтан». Написание сочинения. Реферат.
Проектная деятельность. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.
Николай Алексеевич Некрасов. (7 ч.)
О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова.
«Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в
творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин»,
«Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк»,
«Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери
гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали».
Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни
народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика
чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость
к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
6

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое
своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной
России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления.
Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев
поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники.
Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия,
«богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи».
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство.
Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.
РР Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й
Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.
Литературный практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стихотворениями
других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.
Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.
Афанасий Афанасьевич Фет. (3 ч.)
Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…»
«Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в
передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных
движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний,
мелодий.Метафоричность лирики Фета.
Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность
лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.
РР Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни».
Конспектирование критической статьи. Написание сочинения. Реферат.
Литературный практикум. Анализ стихотворений.
Проектная деятельность. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.
Алексей Константинович Толстой. 3( ч.)
Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого.
Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».
Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях.
Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.
РР Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.
Литературный практикум. Анализ стихотворений.
Проектная деятельность. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный
проект «Универсальный талант».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (4ч.)
Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский
плен». Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его
творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка
событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы
градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл
финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического
изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония,
гипербола). «Общественный » роман «Господа Головлевы».
Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Пародия. Гротеск. Фантастика.
РР Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вицегубернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.
Литературный практикум. Характеристика героев.
Проектная деятельность. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.
7

Страницы истории западноевропейского романа 19 века. (4 ч.)
Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман
«Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман
«Домби и сын».
Теория. Новелла. Роман. Система образов. Социально-психологический тип героя.
Повесть. Святочный рассказ.
РР Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе
19 века. Сообщение о социально-сатирических произведениях У.Теккерея.
Литературный практикум. Анализ произведений.
Проектная деятельность. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века.
Презентация о жизни и творчестве Бальзака.
Федор Михайлович Достоевский. (10 ч.)
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М,
Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга.
«Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге
Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и
философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной
личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова.
Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и
Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и
Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в
Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа.
Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя.
«Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и
глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и
проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в
романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».
Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм
романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.
РР Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из
Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание
сочинения. Реферат.
Литературный практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.
Проектная деятельность. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный
проект.
Лев Николаевич Толстой (16 ч.)
Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого.
«Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые
горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова
и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов
в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812
года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление
Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны
и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ
как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог
романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания.
Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика
композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей.
Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе.
8

«Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы
Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний
монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный
композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в
романе. Интерес к Толстому в современном мире.
«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и
смерть.
Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»
«Мысль народная» в романе –эпопее.
РР Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне.
Конспектирование критических статей. Написание сочинения.
Литературный практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ
эпизодов романа.
Проектная деятельность. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историколитературная справка о событиях войны .
Николай Семенович Лесков (5 ч.)
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный
мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального
русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как
мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя.
Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет
Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван
Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности
лесковской повествовательной манеры сказа.
Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой
хроники.
РР Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка
сообщения. Написание сочинения. Реферат.
Литературный практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.
Проектная деятельность. Презентация о жизни и творчестве Лескова.
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. (3 ч.)
Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де
Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты
героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен.
«Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей»
как социально-психологических драм. «Пигмалион».
Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».
РР Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение
фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.
Литературный практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.
Проектная деятельность. Презентации о биографиях писателей.
Антон Павлович Чехов. (10 ч.)
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в
рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема
ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали,
«импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою
судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого
сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои
уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью
существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
9

Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чеховадраматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.
РР Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание
сочинения. Реферат.
Литературный практикум. Анализ произведений.
Проектная деятельность. Презентация о семье Чехова.
О мировом значении русской литературы. (4 ч.)
Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта
связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века
«мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.
Теория. Русская классическая литература.
Литературный практикум. Анализ статьи учебника.
Проектная деятельность. Коллективный проект.
Содержание тем учебного курса – 99 часов
ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Анализ
художественного текста. Понятие поэтического языка.
Теория. Художественный текст. Поэтический язык.
ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Недолгое прощание с 19 в. Т.-С.Элиот, Э.-М. Ремарк, Ф.Кафка.
Теория. Кафкианский абсурд, аллегория, гипербола, парадокс.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала 20 века Характер литературных исканий.
Направление философской мысли начала века. Своеобразие реализма.
Теория. Реализм.
ПРОЗА 20 ВЕКА Особенности литературы Русского зарубежья. Литературные центры,
издательства, газеты и журналы.
Теория. Писатели-эмигранты.
Сообщение «Русское зарубежье».
Иван Алексеевич Бунин Традиции русской классики в поэзии. Лирическая проза
писателя. Философская направленность творчества. Тема России и тема любви.
Эстетическое кредо писателя.
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита,
сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции
русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие
лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения
дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение
писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из
Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней
изобразительности».
Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема
России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ
(углубление представлений).
Р.р. Сочинение
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок»,
«Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое
изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты
Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна.
Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести.
10

Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся»,
«Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».
Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика
рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и
рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И.
Куприна. Куприн-мастер рассказа. «Юнкера», «Жанета»
Т е о р и я литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление
представлений)
Р.р. Сравнительный анализ произведений. Сочинение.
Леонид Николаевич Андреев Жизнь и творчество. На перепутьях реализма и
модернизма. Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист. Рассказ «Большой шлем».
Пьеса «Царь-голод».
Теория. Реализм. Модернизм. Символизм.Экспрессионизм.
Шмелёв Иван Сергеевич. Трагедия писателя. Начало творческого пути. Эпопея «Солнце
мертвых». Творческая индивидуальность: «Богомолье», «Лето Господне». Язык
произведений Шмелева.
Зайцев Борис Константинович Память о России. Особенности религиозного сознания.
Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский». Беллетризованные
биографии.
Теория. Неореализм. Беллетристика.
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и
сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину революции».
Теория. Юмор и сатира.
Тэффи. Художественный мир. Юмористические образы рассказов Тэффи. Мысли о
России. Оценка таланта писательницы современниками.
Набоков Владимир Владимирович Память о России . Начало творчества. Классические
традиции в романах писателя. Язык и стилистическая индивидуальность. Роман
«Машенька».
ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА Художественные открытия поэзии
начала 20 века. Своеобразие поэтического почерка. Темы творчества. Образ Родины.
Лирический герой. Творческие искания.
Теория. Модернизм. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм.
РАЗНООБРАЗИЕ
ТВОРЧЕСКИХ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ
В
ПОЭЗИИ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Эстетические программы модернистских объединений.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному
поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов
как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова —
урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность
образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения
по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как
солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий».
Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору
(«Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Федор Сологуб Слово о поэте. Темы и образы поэзии. Проза поэта.
Андрей Белый Слово о поэте. Сборник «Урна».
Иннокентий Анненский. Слово о поэте. Творческие искания
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад»,
«Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся
трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический
герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность,
действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования.
11

Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов
Гумилева на русскую поэзию XX века.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий
кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три
стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм.
Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы
Северянина. Грезы и ирония поэта.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Символизм. Изобразительно-выразительные средства
художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и
закрепление представлений).
МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Биография (Обзор.) Ранние рассказы. Рассказ «Старуха
Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народнопоэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького.
Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха
Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения.
Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления
унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три
правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького
драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии
Р.р. Сочинение
АЛЕКСАНДР БЛОК. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет,
грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные
произведения обязательны для Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен
выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета,
Полонского, философии Вл. Соловьева.
Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего
Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы
«страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины
в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».
Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие
современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы.
Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой
и музыкальной стихиях 6 произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская
позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая
полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный
стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие
представлений).
Р.р. Сочинение
НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ.
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рожество
избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех
других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии:
русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова,
Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок.
12

Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.
Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты,
Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим
понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя,
Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные
произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке
Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других
стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как
главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека.
Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции
Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина.
Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям. Есенин и
имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные
образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки
традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы
быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские
мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм.
Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа
литературного произведения (углубление понятия).
Владимир Владимирович Маяковский Биография. Футуризм. Поэтика Маяковского.
Рифма и ритм его стихов. Неологизмы. Поэмы Маяковского. Новаторство поэта.
Поэма «Облако в штанах».Маяковский и революция. Поэма «Хорошо».
Сатира Маяковского. Лирика Любви.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920-х ГОДОВ Народ и революция- поэтические
обобщения. Литературные группировки. Творчество А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С.
Серафимовича.
Исаак Бабель. «Конармия»-цикл новелл. «Одесские рассказы»
Евгений Замятин Роман «Мы». Жанр утопии и антиутопии.
Михаил Зощенко. Сатирические рассказы.
ЛИТЕРАТУРА 1930-х ГОДОВ
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный
человек». «Котлован» Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип
платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске- 8
тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета
повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова.
Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия).
Авторские неологизмы (развитие представлений).
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания
романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность
исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и
гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте
исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной
панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа
Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и
Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость,
разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического)
до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита»
— апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции
13

европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Т е о р и я литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и
новаторство в литературе.
Р.р. Сочинение
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим
стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто
создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные
произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве»,
«Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность
поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди. Тема
творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.
Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая
трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по
Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии
поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока,
Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в
русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм
литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre
Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для
изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трехчетырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово,
словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в
стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии
Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное
многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI
века.
Т е о р и я литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма,
способы рифмовки (закрепление понятий).
Алексей Толстой. Тема русской истории в литературе 30-х годов. А.Н. Толстой. «Петр I»:
проблематика и художественное своеобразие романа.
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...»,
«Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). 10
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других
стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта.
Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман
«Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и
публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы
и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе.
Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения
Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции
русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня
последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические
рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения
обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
(Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий
психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное,
14

всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как
тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность
темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и
судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой
Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия
поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и
благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и
исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы
(закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон»
— роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта
эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в
романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных 9 ценностей
казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека.
Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в
произведении.
Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных
ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное
своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное
пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Т е о р и я л и те ра т ур ы . Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и
художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в
художественном творчестве (развитие представлений).
Р.р. Реферат. Сочинение.
ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30-х ГОДОВ О.Хаксли . «О дивный новый мир»:
антиутопия.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВОВ Писатели на фронтах ВОВ. Первые публикации во
фронтовой печати. Проза ВОВ.Поэзия. Драматургия.
Александр Трифонович Твардовский Начало творческого пути. Своеобразие поэмы
«Трава Муравия». Журналистская работа во фронтовой печати. «Книга про бойца»
«Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги» и «За далью-даль». Исповедальная лирика.
Поэма «По праву памяти».
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть
«Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения).
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова.
Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского
национального характера в контексте трагической эпохи.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие
как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Э.Хемингуэй, Г.Бёлль, У.Голдинг, У.С.Моэм, Дж.
Сэлинджер, Б.Шоу, Г.-Г. Маркес
ПОЛВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи
поэтов-фронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение классических традиций в 70-е
годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.
РУССКАЯ ПРОЗА В 1950-2000 годы Новый тип литературного процесса. Обновление
повествовательных форм.
Роман «И дольше века длится день» (Ч.Т.Айтматов), Повесть «Звездопад», рассказ «Царьрыба» (В.П. Астафьев), повесть «Привычное дело» (В.И.Белов), рассказ «Пенелопа»
(А.Г.Битов), роман «Горячий снег» (Ю. Бондарев), повесть «Журавлиный крик» (В.
Быков), повести «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!», «Крик» (К.П. Воробьёв),
роман «Жизнь и судьба» (В.С.Гроссман), повесть «Встретились, поговорили»
15

(С.Д.Довлатов), рассказ «Сашка» (В.Л.Кондратьев), повесть «В окопах Сталинграда»
(В.П.Некрасов), роман «Прощание с Матёрой» (В.Г.Распутин), повесть «Весенние
перевёртыши» (В.Ф.Тендряков), повесть «Обмен» (Ю.В.Трифонов), (А.А. Азольский)
Роман «Диверсант».
Основные направления и тенденции развития современной литературы

16

Тематическое планирование учебного предмета «Литература» 10 класс (102 часа)
№ Раздел, тема
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Введение. Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века
Русская литературная критика второй половины 19 века
Иван Сергеевич Тургенев
Николай Гаврилович Чернышевский
Иван Александрович Гончаров
Александр Николаевич Островский
Федор Иванович Тютчев
Николай Алексеевич Некрасов
Афанасий Афанасьевич Фет
Алексей Константинович Толстой
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Страницы истории западноевропейского романа 19 века
Федор Михайлович Достоевский
Лев Николаевич Толстой
Николай Семенович Лесков
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв.
Антон Павлович Чехов
Мировое значение русской литературы

Количество
часов
2
10
3
9
6
3
7
3
3
4
4
10
16
5
3
10
4
102

Тематическое планирование учебного предмета «Литература»11 класс (99 часов)
№ Раздел, тема
Колип/п
чество
часов
1
2
Введение.
Изучение языка художественной литературы.
Из мировой литературы
Русская литература начала XX века
2
Иван Алексеевич Бунин
4
3
Александр Иванович Куприн
3
4
Русское зарубежье
3
5
Алексей Максимович Горький
4
6
Поэзия конца XIX – начала XX века
14
7
Литературный процесс 20-х - 40-х годов XX века
29
8
Проза второй половины XX века
22
9
Поэзия второй половины XX века
5
10 Драматургия второй половины XX века
1
11 Литература последнего десятилетия XX века
2
12 Литература народов России
1
13 Зарубежная литература XX века
7
14 Обобщение. Основные направления и тенденции развития современной 2
литературы
17

Всего:

99

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».