Индивидуальный проект 9 класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» для 9
класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего образования, требований к результатам освоения основной образовательной
программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего
образования.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
обучающиеся получат представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
обучающиеся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров
и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
2. Содержание учебного предмета, курса

9 класс
Тема 1. Введение в проектную культуру
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели,
задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология
проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль.
Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных
ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта.
Тема 2. Инициализация проекта
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность –
аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность,
методы проверки на соответствие теме. Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение
текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект,
тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки
и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы
Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы
исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и
др.).
Тема 3. Базовое проектирование и исследование
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта.
Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке
информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом. Работа с массивом
материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение. Умение донести до аудитории
свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1
страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные
экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и
издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами.
Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания,
периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение
информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети
Интернет. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность,
план исследования, предполагаемые результаты, план проекта.
Тема 4. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.
Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы
с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его
структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат,
аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение
информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Сетевые носители
– источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Сопровождение проекта
(исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в
работе над проектом. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии
визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и

каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей, или визуальных заметок.
Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской
работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов. Тренинг по применению технологий визуализации и систематизации
текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью
интеллект-карты. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема занятия
10 класс
Методология и технология проектной деятельности
Методы проектного мышления
Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их
решению
Структура проекта
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный
замысел
Актуальность – аргументы, обоснованность
Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы
проверки на соответствие теме.
Обзор основных материалов по теме
Переработка чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат,
аннотация, рецензия, исследование
Критерии оценки проектной и исследовательской работы
Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза
Методы проверки гипотезы. Методы исследования
Расчет календарного графика проектной деятельности
Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг,
присвоение
Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг,
присвоение
Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг,
присвоение
Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг,
присвоение
Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях,
библиотеках
Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях,
библиотеках
Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях,
библиотеках
Организация работы с научной литературой. Знакомство с
каталогами
Организация работы с научной литературой. Знакомство с
каталогами
Организация работы с научной литературой. Знакомство с
каталогами

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24. Методика работы в музеях, архивах
25. Применение информационных технологий в исследовании,
проектной деятельности
26. Применение информационных технологий в исследовании,
проектной деятельности
27. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ
28. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов
проекта, курсовых работ
29. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка
данных исследования
30. Библиография, справочная литература, каталоги
31. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов,
ссылок, сносок, списка литературы
32. Сбор и систематизация материалов
33. Публичная презентация
34. Рефлексия, обратная связь, корректировка
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».