Рабочая программа учебного предмета Мировая художественная культура 10-11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.13 к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного предмета
«Мировая художественная культура»
10-11 классы

п.Ключевая
2019

Содержание
Стр.
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………….3
2.Требования к уровню подготовки выпускников………………………………………………….4
3.Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура»………………………..4
4.Тематическое планирование учебного предмета «Мировая художественная культура»……..6
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности…………………………………………………………………………………………..8

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
редакции от 7 мая 2013 г.);
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
-Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5
марта 2004 года № 1089
-О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки
России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N
320; приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России
от 10 ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39;
приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23
июня 2015 года N 609.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ
Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля
2011 г., рег. № 19682);
-Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в
Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993);
-Основная образовательная программа основного общего образования;
-Программа для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11
классы. Составитель Данилова Г.И. – М.: «Дрофа», 2009.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой
культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные
особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве,
полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного
общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории
формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в
исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой
художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству
многообразия, восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры
мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость.
Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта
всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для
3

самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого
осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с
мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные
исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в ярких образах.
Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую
составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы
обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/ слушатель) и
интерпретаторских способностей учащихся на основе актуализации их личного
эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных
приемов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике
исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры XX века). В целях
оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант
эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов
показаны черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура
рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что дает возможность по
достоинству оценить ее масштаб и общекультурную значимость.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение предмета «Мировая художественная
культура» на этапе среднего общего образования в объеме 70 ч. В том числе: в 10 классе — 35
ч, в 11 классе — 35 ч. Количество часов в неделю составляет в 10 классе – 1 час; в11 классе – 1
час.
2.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик
должен
Знать и понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
3.Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура»
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и
символы. Первобытная магия . Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения,
пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.
Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического
орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
4

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры
Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона
– примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и
Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней
Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе
(Паленке, Теночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя Театрализованное действо.
Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского
величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская – воплощение идеала
божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный
храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая,
топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф.Грек, А.Рублев).
Ансамбль Московского кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор
как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе
Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных
представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве
Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего
мира, античности и средневековья в культуре доследующих эпох.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов
Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка, мастерские
гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых
музыкальных жанров. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная
художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового
времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.
Бернини), Петербурга и его окрестностей (Франческо Бартоломео Растрелли); живопись (Питер
Пауэл Рубенс). Реализм XVII в. В живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонногармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (Иоганн
Себастьян Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к
академизму в живописи (Н. Пуссен, Жак Луи Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов).
Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров
Венской классической школы (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в
живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской
классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники –
И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.
Чайковский).
Художественная культура конца XIX-XX вв. Основные направления живописи конца XIX в.:
импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в
архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и
музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.
Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е.
Татлин, Шарль Эдуар Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX
в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко), эпический театр Б.
Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г.
Шнитке). Синтез искусств – особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.
5

Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и
анимация, мюзикл (Эндрю Ллойд Уэббер). Рок-музыка («Биттлз», «Пинк Флойд»); электронная
музыка (Жан Мишель Жарр). Массовое искусство.
Культурные традиции родного края
4.Тематическое планирование учебного предмета «Мировая художественная культура»
Тема
Содержание
Художественная культура первобытного мира – 2 ч.
Миф – основа ранних Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная
представлений
о
мире, магия . Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения,
религии, искусстве
пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и
Первые художники Земли
предметной среды.
Художественные комплексы Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.
Альтамиры и Стоунхенджа
Символика геометрического орнамента. Архаические основы
фольклора. Миф и современность
Художественная культура Древнего мира – 6 ч.
Художественная культура Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм
Древней Передней Азии
и красочность ансамблей Вавилона.
Храмы Древней Индии
Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо –
модель Вселенной Древней Индии.
Архитектура
страны Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в
фараонов.
искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и
Луксора.
Золотой век Афин
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского
Акрополя Театрализованное действо. Слияние восточных и
античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь).
Символы римского величия Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Искусство
доколумбовой Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в
Америки
архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).
Итоговый контроль - 1 ч.
Художественная культура Средних веков – 10 ч.
Мир
Византийской София
Константинопольская
–
воплощение
идеала
культуры
божественного мироздания в восточном христианстве.
Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимироАрхитектурный
облик суздальская, новгородская, московская школа). Космическая,
Древней Руси
топографическая, временная символика храма.
Икона и иконостас (Ф.Грек, А.Рублев). Ансамбль Московского
Изобразительное искусство кремля.
и музыка Древней Руси
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни
Архитектура
романской эпохи. Готический собор как образ мира.
западноевропейского
Региональные школы Западной Европы.
Средневековья
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний
Художественная культура Самарканд).
средневекового Востока
Воплощение мифологических и религиозно-нравственных
представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и
мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры.
Художественные образы Древнего мира, античности и
средневековья в культуре доследующих эпох
Итоговый контроль – 1 ч.
Художественная культура Ренессанса – 13 ч.
Флоренция
–
колыбель Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в
6

итальянского Возрождения
Золотой век Возрождения

архитектуре Флоренции.
Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, Тициан).
Северное Возрождение
Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка,
мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль
полифонии в развитии светских и культовых музыкальных
жанров.
Музыка и театр эпохи Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная
Возрождения
художественная ценность идей Возрождения.
Итоговый контроль – 2 ч.
Художественная культура Нового времени – 14 ч.
Стили и направления в Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение
искусстве Нового времени
мировосприятия в эпоху барокко.
Архитектура и живопись Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его
барокко
окрестностей (Франческо Бартоломео Растрелли); живопись
(Питер Пауэл Рубенс).
Реалистическая
Голландии
Музыкальное
барокко

живопись Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн).
искусство Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко.
Высший расцвет свободной полифонии (Иоганн Себастьян Бах).

Классицизм и ампир в Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля,
архитектуре
Петербурга).
От
классицизма
к От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Жак Луи
академизму в живописи
Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов).
Формирование классических Формирование классических жанров и принципов симфонизма в
жанров
и
принципов произведениях мастеров Венской классической школы
симфонизма
в (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен).
произведениях
мастеров
Венской
классической
школы
Итоговый контроль – 2 ч.
Художественная культура конца XIX-XX вв. – 15 ч.
Основные
направления Основные направления живописи конца XIX в.: импрессионизм
живописи конца XIX века
(Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген).
Модерн в архитектуре
Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель).
Символ и миф в живописи и Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н.
музыке
Скрябин).
Художественные
течения Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм
модернизма в живописи XX (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С.
века
Дали).
Архитектура XX века
Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Шарль Эдуар Ле Корбюзье,
Франк Ллойд Райт, О. Нимейер).
Театральная культура XX Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.
века
Станиславский и В.И. Немирович-Данченко), эпический театр Б.
Брехта.
Стилистическая
Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев,
разнородность в музыке XX Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).
века
Синтез искусств – особенная Синтез искусств – особенная черта культуры XX в.:
черта культуры XX века
кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры
7

Рок-музыка

телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация,
мюзикл (Эндрю Ллойд Уэббер).
Рок-музыка («Биттлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка
(Жан Мишель Жарр).
Массовое искусство

Массовое искусство
Итоговый контроль – 2 ч.
Культурные традиции родного края – 2 ч.
Культура Урала
Художественная культура Среднего Урала
Итого: 70 ч.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
Программа
Программа для общеобразовательных учреждений
«Мировая художественная культура» 5-11 классы.
Составитель Данилова Г.И. – М.: «Дрофа», 2009.
Учебники

«Мировая художественная культура» 10 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ Г.И. Данилова. – М.:
«Дрофа», 2009.
«Мировая художественная культура» 11 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ Г.И. Данилова. – М.:
«Дрофа», 2009.
История Урала с древнейших времен до наших дней,
10-11 класс, Огоновская И.С., Попов Н.Н., 2004
Учебно-методические пособия
Данилова
Г.И.
«Тематическое
и
поурочное
планирование «Мировая художественная культура». –
М.: «Дрофа», 2009.
Мультимедийные пособия
Электронные пособия: «Учимся понимать живопись»,
«Художественная
энциклопедия
зарубежного
классического
искусства»,
«Шедевры
русской
живописи», «Учимся понимать музыку»
Электронные
образовательные Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсы
ресурсов (http://school-collection.edu.ru/about/)
представляет собой крупнейшее интернет-хранилище
русскоязычных
электронных
ресурсов,
предназначенных для свободного распространения и
использования в образовательном процессе в качестве
средств обучения или их компонентов.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».