Рабочая программа элективного курса Учимся анализировать и рассуждать 11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.26 к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
элективного курса
«Учимся анализировать и рассуждать»
11 класс

п. Ключевая
2019

Содержание
Стр.
1.Пояснительная записка
3
2.Требования к уровню подготовки выпускников
4
3.Содержание элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать»
5
4.Тематическое планирование элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать»
6
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 8

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать» для 11 класса
составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
от 7 мая 2013 г.);
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
-Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5
марта 2004 года № 1089
-О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки
России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320;
приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10
ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ
Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015
года N 609.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ Минобрнауки
России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., рег. №
19682);
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106
(зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676);
-Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в
Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993);
-Основная образовательная программа среднего общего образования;
-Устав МКОУ СОШ п. Ключевая;
-Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения;
-Результаты анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) в мае 2015 г.;
-Рабочая программа элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать» разработана на
основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М.
Вялковой.- Волгоград: Учитель, 2009.
Цель обучения: совершенствование умения анализировать художественное произведение и
рассуждать по проблеме текста, комментировать проблему, определять позицию автора,
передавать свое восприятие и понимание поставленных в тексте проблем при подготовке к
написанию итогового сочинения по литературе и сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ.
Задачи обучения:
-помочь учащимся обобщить знания по литературе,
-завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и
литературно-критических статей;
-совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как
инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений;
-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре
сочинения-рассуждения;
-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
-совершенствовать и развивать умение читать, понимать прочитанное и анализировать общее
содержание текстов разных функциональных стилей;
3

-совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное
восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
-развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
-формировать устойчивые навыки нормативной речи;
-совершенствовать работу по речевой деятельности учащихся;
-развивать умения и навыки в работе с информационными источниками, с преобразованием
информации и применением ее в собственных видах письменных работ.
Общая характеристика элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать»
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне,
специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации
представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической
и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших
классах, определённые Примерной учебной программой по литературе.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на умение анализировать и
рассуждать, изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить
учащихся к итоговому сочинению по литературе и написанию сочинения по русскому языку в
формате ЕГЭ. В программе изучается
классификация школьного сочинения как жанра.
Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися
на уроках литературы и русского языка.
Настоящий курс даёт возможность задержать внимание учащихся на некоторых произведениях
русской классической литературы с целью формирования культуры чтения и развития творческой
мысли. Предполагает обращение к конкретным художественным произведениям небольшого
объёма, анализируя их художественное своеобразие.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником
занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данный курс сопутствует анализу
художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и
учащихся.
Элективный курс безотметочный.
Место элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать» в учебном плане
Программа элективного курса рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю), рекомендована для
учащихся 11 класса, где успеваемость 100%.
2.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
-понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного
процесса того или иного периода;
-знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их
мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические
оценки;
уметь:
-уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной
жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных
произведений;
-самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях
ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при
этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой
модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с
данной темой.
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
4

задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
3.Содержание элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать»
Введение.
Ознакомление с программой курса, требованиями написания и критериями оценки сочинения на
экзамене по литературе и русскому языку.
Повторений основных сведений по теории литературы
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Теоретиколитературные понятия и их роль в написании сочинения
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и
литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Идейно-художественное своеобразие литературного произведения. Проблематика произведения.
Своеобразие жанров: эпос, лирика, драма. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Особенности эпических, лирических, драматических произведений и их анализ.
Анализ эпизода эпического произведения.
Роль эпизода в тексте. Работа с эпизодом. Определение тем в эпизоде. Анализ эпизода. Схема
анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
Роль детали в описании. Авторская ремарка.
Анализ лирического произведения. Схема анализа лирического произведения. Работа над
стихотворением.
Анализ драматического произведения. Схема анализа драматического произведения.
Сочинение как текст.
Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой
стилистике. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Сочинение рассуждение.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
Сочинение-рассуждение по литературе.
Выбор темы сочинения. Определение проблемы. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждениедоказательство, рассуждение-опровержение. Структура сочинения. Вступительная часть
сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или
проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная
часть сочинения.
Работа с текстами предложенных сочинений разных направлений. Написание сочинения по
литературе. Анализ сочинения
Сочинение-рассуждение по русскому языку.
Определение темы, проблемы. Структура сочинения.
Проблема текста.
Формулирование проблемы и ее комментирование. Типовые конструкции для комментирования
проблемы. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме.
Типы информации в тексте.
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь
Авторская позиция в тексте.

5

Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании
авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения.
Виды аргументов и их Структура аргумента. Источники аргументации.
Типичные ошибки аргументации. Создание «банка» аргументов. Работа с текстами
Композиция сочинения.
Композиционное единство при создании собственного текста
Абзацное членение.
Типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения
Основные средства связи между предложениями в тексте.
Виды и формы вступления. Виды заключения.
Работа с текстами
Речевое оформление сочинения.
Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических,
языковых и речевых норм современного языка
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.
Работа с текстами
Практика написания сочинения по русскому языку. Написание сочинения по русскому языку.
Анализ сочинения.
4.Тематическое планирование элективного курса «Учимся анализировать и рассуждать»
Разделы
Кол- Содержание
во
часов
Ознакомление с программой курса и с требованиями
Введение
1
написания сочинения на экзамене по литературе
Повторений основных сведений по теории литературы
Повторений основных
1
Работа над текстом художественного произведения при
сведений по теории
подготовке к сочинению. Теоретико-литературные понятия
литературы
и их роль в написании сочинения
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по русскому языку и литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений.
Идейно-художественное своеобразие литературного
Литературное
1
произведения. Проблематика произведения.
произведение как
Своеобразие жанров: эпос, лирика, драма. Зависимость
идейно художественное
структуры сочинения от его типа.
целое
Особенности
5
Анализ эпизода эпического произведения.
Роль эпизода в тексте. Работа с эпизодом. Определение тем в
эпических,
эпизоде. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над
лирических,
эпизодом при анализе художественного произведения.
драматических
Роль детали в описании. Авторская ремарка.
произведений и их
Анализ лирического произведения. Схема анализа
анализ
лирического произведения. Работа над стихотворением.
Анализ драматического произведения. Схема анализа
драматического произведения
Основные признаки текста. Сбалансированность частей
Сочинение как текст
1
работы, соответствие определённой стилистике. Типы
текста: повествование, описание, рассуждение. Текст
рассуждение.
6

Сочинениерассуждение по
литературе

6

Сочинениерассуждение по
русскому языку
Проблема текста

1

Комментарий к
проблеме. Типы
информации в тексте
Авторская позиция в
тексте

2

Выражение
собственного мнения

1

2

1

Композиция сочинения 1
Абзацное членение

1

Основные средства
связи между
предложениями в
тексте
Виды и формы
вступления. Виды
заключения
Речевое оформление
сочинения

1

Соблюдение
фактологических норм

1

Классификация сочинений по проблематике, тематике и
жанрам.
Выбор темы сочинения. Определение проблемы.
Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением.
Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство,
рассуждение-опровержение.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды
вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое).
Заключительная часть сочинения.
Работа с текстами предложенных сочинений разных
направлений. Написание сочинения по литературе. Анализ
сочинения
Критерии оценки сочинения. Определение темы, проблемы.
Структура сочинения.
Формулирование проблемы и ее комментирование. Типовые
конструкции для комментирования проблемы. Типичные
ошибки при комментировании проблемы. Работа с текстами
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь
Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения
позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции
для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при
формулировании авторской позиции. Работа с текстами
Выражение собственного мнения. Виды аргументов и их
Структура аргумента. Источники аргументации.
Типичные ошибки аргументации. Создание «банка»
аргументов. Работа с текстами
Композиция сочинения. Композиционное единство при
создании собственного текста
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменной работы, их предупреждение. Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность
изложения
Основные средства связи между предложениями в тексте

2

Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с
текстами

2

Речевое оформление сочинения. Точность и
выразительность языка. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, этических, языковых и речевых норм
современного языка
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.
Работа с текстами
7

в фоновом материале
Написание сочинения по русскому языку. Анализ сочинения
Практика написания
5
сочинения по русскому
языку
Всего:
35 ч.
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
Список литературы для учителя
1.Вялковой Г.М. Программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов. - Волгоград:
Учитель, 2009.
2.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2008.
3.Егораева Г.Т., Ивашова О.Д., Ляшенко Е.В. Русский язык. Эффективная подготовка к ЕГЭ – М.:
«Экзамен», 2013.
Электронные образовательные ресурсы
http://rus.1september.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
http://slovari.gramota/ru
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
http://rus1september.ru
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
http://www/rus-ege.com
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал подготовки к ЕГЭ
http://gia.edu.ru/ Официальный информационный портал подготовки к ГИА
http://www.ege.ru/ Сайт поддержки проведения ЕГЭ в компьютерной форме
http://4ege.ru Портал подготовки к ЕГЭ

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».