Рабочая программа учебного предмета Речь и культура общения 11 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключевая
(МКОУ СОШ п. Ключевая)

Приложение № 1.17 к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного предмета
«Речь и культура общения»
11 класс

п. Ключевая
2019

Содержание
Стр.
1.Пояснительная записка
3
2.Требования к уровню подготовки выпускников
5
3.Содержание учебного предмета «Речь и культура общения»
6
3.Тематическое планирование учебного предмета «Речь и культура общения»
9
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 11

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения» составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
от 7 мая 2013 г.);
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
-Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5
марта 2004 года № 1089
-О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки
России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320;
приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10
ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ
Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015
года N 609.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ Минобрнауки
России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., рег. №
19682);
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106
(зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676);
-Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в
Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993);
-Основная образовательная программа среднего общего образования;
-Устав МКОУ СОШ п. Ключевая;
-Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения;
-Результаты анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) в мае 2015 г.
Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения» разработана на основе
авторской программы Чудинова А.П., Поповой Т.В. «Речь и культура общения». 10-11 классы.
Цель обучения: создание ситуативно уместных речевых произведений (текстов),
обеспечение необходимого уровня развития культуры речевого общения учащихся и
способствование их личностному развитию.
Задачи обучения ориентированы на приобретение первичной и в то же время достаточной
речевой и коммуникативной компетентности:
- снять психологическую и речевую зажатость;
- изучить риторический канон как теоретическую базу риторической деятельности;
- освоить логические основы речи (тема, основная мысль, основной тезис, тезисно аргументативная структура текста);
- практически приобщить к психологическим основам общения (целеполагание
говорящего и слушающего, «прочтение» аудитории в монологе и диалоге, невербальные средства
общения, способность к анализу речи на всех этапах риторической деятельности);
- освоить основные законы расположения и оформления речи (выбор вида и типа речи,
композиционно-жанровых особенностей).
Общая характеристика учебного предмета «Речь и культура общения»
Знание правил, законов речевого общения, овладение его конкретными технологиями
сущностно необходимо старшеклассникам, так как обеспечивает их личностное развитие и
3

социальную адаптацию: поиск жизненных идеалов и собственной индивидуальности,
характерный для старшеклассников, требует их самовыражения и самоутверждения прежде всего
в речевом общении.
В связи со всем вышеизложенным чрезвычайно важным является приобретение
современными старшеклассниками первичной речевой и коммуникативной (т. е. риторической)
эрудиции и компетенции в процессе творческой речевой деятельности, понимаемой авторами как
риторическая деятельность в ситуации общения. Эта творческая (риторическая) деятельность
направлена на создание собственных ситуативно адекватных речевых произведений, с помощью
которых возможно реальное, подлинное общение, построенное на субъектно-субъектных началах,
на взаимном уважении и понимании говорящего и слушающего.
Концептуальной, научной основой содержания учебного предмета «Речь и культура
общения» является риторика как прикладная наука о речевых и коммуникативных знаниях,
умениях и возможных навыках, обеспечивающих необходимый уровень культуры общения в
различных жизненных ситуациях, позволяющих осознанно выстраивать творческую речевую
деятельность, необходимую, уместную в данной ситуации общения, по четырем параметрам:
ситуативность, адресность, реализация своих целей и учет целей адресата, авторская
индивидуальность.
В программе предлагается деятельностное, личностно-ориентированное освоение риторики
через приобретение риторической эрудиции, риторических (речевых и коммуникативных) умений
и возможных навыков.
Учебная модель такова: мой несовершенный текст (речевое произведение), созданный с
определенной целью, — анализ этого текста с позиций риторической деятельности (о ее четырех
параметрах см. выше) — формулирование риторических правил — их осмысленное практическое
применение с целью совершенствования первичного текста — создание нового, более
совершенного в риторическом отношении текста. Правка и совершенствование текста могут быть
многократными.
Воплощение предлагаемой учебной модели в образовательной деятельности невозможно
без коммуникативно направленных интенсивных методов обучения. Собственно- педагогическое
осмысление и применение интенсивных и коммуникативно направленных методов может и
должно происходить на основе принципов концентричности расположения учебного материала,
нарастания сложности предлагаемых заданий, рационализации и оптимизации учебного
материала, активизации творческой и самостоятельной деятельности учащихся.
Риторизированное осмысление интенсивных и коммуникативно направленных методов
обучения соотнесено с параметрами риторической деятельности, понимаемой как цель и средство
обучения. Риторическая деятельность строится на трех парадигмах: личностной (наличие этоса,
логоса и пафоса при подготовке речевого произведения и в самом речевом тексте),
технологической (изобретение, расположение, оформление, исполнение и анализ речи в
соответствии с риторическим каноном) и эвристической, диагностической (кто — кому — где —
когда — зачем — почему — что — как говорит).
Ведущие способы деятельности при работе по данной программе можно условно разделить
на три группы:
1)
помогающие решить проблемы мотивации к обучению риторике, когда целостная
риторическая эрудиция еще не сформирована;
2)
формирующие риторическую эрудицию;
3)
переводящие эту эрудицию на уровень риторических умений.
В структуре программы выделены четыре раздела:
1)
основы общения в риторизированном ключе;
2)
риторическая деятельность: докоммуникативный этап;
3)
риторическая деятельность: коммуникативный этап;
4)
риторическая деятельность: посткоммуникативный этап.
Раздел «Основы общения в риторизированном ключе» решает задачу первоначальной
мотивации к обучению, дает понятие о речи и речевом общении, о риторической деятельности в
4

ситуации общения, знакомит с риторическими школами прошлого и современности.
Раздел «Риторическая деятельность: докоммуникативный этап» имеет три подраздела:
—
создание содержательной концепции (авторского замысла) и изобретение речи,
— расположение речи в соответствии с авторским замыслом и ситуацией общения,
—
оформление речи в соответствии с авторским замыслом и ситуацией общения.
Логика каждого подраздела такова, что позволяет дать определенные теоретические
знания, выявить особенности их преломления в монологической и диалогической речи, применить
полученные знания в речевой практике при создании речей определенных видов и жанров в
конкретной ситуации общения.
«Линией целостности», соединяющей весь материал, становится авторская целевая
установка и реальная ситуация общения, определяющие и выбор темы, и формулировку основной
мысли, и выбор вида, типа и жанра речи, и композиционное решение, и выбор языковых средств.
Раздел «Риторическая деятельность: коммуникативный этап» дает возможность решать
задачу воплощения и коррекции авторского замысла в реальной ситуации общения.
Раздел включает три подраздела:
—
«прочтение» конкретной ситуации общения,
—
произнесение монологических речей разных жанров,
—
особенности риторической деятельности в диалоге (этап исполнения).
Такое распределение материала позволяет сохранить логику предыдущего раздела и
решить все поставленные задачи на новом практическом уровне. Тема «Рефлексия и анализ
прослушанных и произнесенных текстов» вынесена в раздел «Посткоммуникативный этап», но
проходит через всю программу. Практическая часть курса разработана с опорой на краеведческий
материал. Анализ произведений уральских писателей позволяет расширить культурологическую
составляющую курса, решать задачи гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Место учебного предмета «Речь и культура общения» в учебном плане
Учебный предмет «Речь и культура общения» является региональным (национальнорегиональным) компонентом. Для изучения данного предмета в учебном плане предусмотрено 35
часов в 11 классе (1 час в неделю).
2.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения предмета ученик
должен знать/понимать
•
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
•
особенности каждого вида речевой деятельности;
•
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения;
уметь
•
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
•
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
•
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение
•
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
•
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
5

типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
•
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
•
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
•
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
•
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
•
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
•
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
3.Содержание учебного предмета «Речь и культура общения»
(10-11 классы)
I. Основы общения в риторизированном ключе
1.
Речь и общение. Понятие речевого общения. Обратная связь в процессе общения.
Виды общения в зависимости от типа аудитории, целей, отношений собеседников. Общение и
речевое поведение.
Понятие культуры общения, ее составляющие. Культура общения как компонент
индивидуальной культуры личности.
Сочетание интеллектуальной и эмоциональной сторон общения. Фазы общения: эпос — миф
— эпос — логос. Целевые установки каждой фазы. Динамичный характер их взаимодействия.
2.
Понятие речи как речевого произведения. Речевая ситуация общения. Позиции
говорящего и слушающего. Понятие речевой деятельности (говорение, слушание, письмо,
чтение). Соотношение речевой и риторической деятельности.
Составляющие риторической деятельности: кто (говорит) — кому — где — когда — почему
— зачем — что — как.
3.
Риторическая деятельность как творческая деятельность по подготовке к
исполнению и анализу речевого произведения. Понятие авторского замысла. Понятие
целеполагания в речевом общении. Цели говорящего и слушающего. Цель как осознанно
планируемый результат. Иерархия целей (ближайшая — дальнейшая, коммуникативная —
логическая — прагматическая). Целевая установка в соотнесении с интересами слушателей.
Адресность речи (речевого произведения).
Риторика как прикладная наука, учебная дисциплина и мастерство, искусство, умение.
Место риторики в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Роль слова в понимании
софистов. Красноречие Сократа и Платона, основанное на знании истины, идее воздействия речи
на душу человека. Риторика Аристотеля как искусство убедительной речи. Этос — логос —
пафос. Ораторская теория Цицерона. Классическая схема риторического процесса.
Риторика в России XVII—XIX вв. Риторика Ломоносова как наука о письменной и устной
речи. Общая и частная риторики.
Современные направления в развитии риторических традиций.

6

II.Риторическая деятельность: докоммуникативный этап
1.Создание содержательной концепции (авторского замысла) и изобретение речи
(аналитический, стратегический и тактический этапы).
1.1.
Тема и основная мысль речи (в соотнесении с ситуацией общения). Правила
формулирования основной мысли. Уточнение использованных понятий в ситуативном и речевом
контексте. «Старое» и «новое» в тексте.
1.2.
Выбор вида речи (развлекающая, информационная, убеждающая, агитационная) в
соотнесении с целями говорящего и ситуацией общения. Выбор ведущего функционального типа
речи (повествование, описание, рассуждение).
Оформление основной мысли в соответствии с видом и типом речи, иллюстрации к
основной мысли в описании, повествовании, рассуждении, объяснении.
ПРАКТИКУМ: работа с текстом П.П.Бажова «Живинка в деле».
1.3.
Логика
убеждающей
речи
(рассуждения—доказательства).
Выяснение
проблемности основной мысли. Основная мысль и основной тезис в соответствии с ситуативноадресными параметрами будущей речи. Основной и вспомогательный тезис. Антитезис. Проверка
тезиса. Логические законы тождества и исключения третьего в работе с понятиями и тезисом.
Аргументы к основному тезису: доводы и иллюстрации, соотношение доводов и вспомогательных
тезисов. Доводы «к делу» и доводы «к человеку», их соотношение. Логический закон
достаточного основания. Проверка доводов и иллюстраций.
1.4.
Построение «логографа» (термин Т.В.Матвеевой) убеждающей речи (выступления
на этические темы).
ПРАКТИКУМ. Проблема добра и зла в стихотворении уральского поэта В.В.Каменского
«Пожар».
1.5. Особенности этапа изобретения в диалогической речи. Спонтанность и
неподготовленность разговорного диалога. Политематичность. Целеполагание, ситуативное
единство и тематическая эгоцентричность как «линии целостности» непринужденных диалогов.
Техника удержания основной мысли в ситуации спора. Аргументация и парааргументация в
споре.
ПРАКТИКУМ. Дебаты политиков и общественных деятелей (по материалам «Областной
газеты»).
2. Расположение речи (линейное выстраивание) в соответствии с авторским замыслом
и ситуацией общения.
2.1.
Понятие композиции в соотношении со схемой и планом. Вступление, основная
часть и заключение как компоненты рационально-логического членения текста. Соотношение
целеполагания говорящего и слушающего и коммуникативных (целевых) установок каждой из
трех частей текста. Виды вступления и заключения и требования к ним. Построение основной
части: композиционные блоки, разводка, логические связки.
ПРАКТИКУМ. Анализ смысловой цельности, речевой связности и последовательности
изложения в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка.
2.2.
Композиция в соответствии с видом и типом речи, ситуацией общения, авторским
замыслом и адресатом.
ПРАКТИКУМ. Н.Г. Никонов «След рыси».
«Логические ходы» (термин Т.А.Матвеевой) в зависимости от речевой ситуации: цепной,
параллельный, смешанный; хронологический, по пространственным признакам; на основе
уподоблений, противопоставлений.
Особенности композиции письменной и устной речи.
2.3.
Расположение материала в информационной речи. Обдуманная ясность,
конкретность, упорядоченное поступательное развитие идей, целесообразное сочетание «старого»
и «нового». Чередование описания, повествования и рассуждения-объяснения в информационной
речи.
Устный ответ и сообщение как жанры информационной речи. Композиционные
особенности сообщения и устного ответа, трехчастная композиция, обязательность теоретических
7

положений и подтверждающих их иллюстраций, проявление личного отношения к предмету речи.
ПРАКТИКУМ. Устное сообщение по отрывку писателя П.П. Инфантьева «За уральским
бобром. Путешествие в страну вогулов».
2.4. Тезисно-аргументативная структура убеждающей речи (на этапе расположения).
Правила предъявления и удержания тезиса. Основные способы аргументации: индуктивный,
дедуктивный, по аналогии, умозаключение о причинной зависимости.
2.5.
Аргументация понисходящей, восходящей, «гомеров
порядок». Аргументация односторонняя и двусторонняя, подтверждающая и опровергающая.
Тезисно-аргументативная структура мини-выступления во время дискуссии.
2.6.
Структура диалогического текста. Структура стандартного диалогического текста:
начало, передача информации, аргументирование, опровержение, принятие решения. Общие
правила организации каждой из пяти стадий. Структура деловой беседы: начало, изложение своей
точки зрения и аргументирование, выслушивание доводов собеседника и реакция на них, резюме
(принятие решений).
Построение беседы на общие темы: поиск общей темы в опоре на ситуацию общения;
развернутые высказывания по выбранной теме (с опорой на описание, повествование,
объяснение); чередование высказываний; при исчерпанности данной темы переход на другую;
этикетное завершение разговора.
ПРАКТИКУМ. Изображение деревни в рассказах уральских писателей.
Структура непринужденного диалога. Спонтанность и неподготовленность разговорного
текста. Структурно-содержательные
показатели целостности разговорного речевого
произведения: авторский замысел, ситуативное единство, линии «согласия» и «несогласия»,
общая тональность. Линии «согласия» и «несогласия» как сквозное действие разговора.
Воплощение этих линий в речевых партиях собеседников. Микросообщение, микроописание,
утверждение, обоснование, опровержение, выражение согласия и т. д. как составляющие речевой
партии. Реплика как связующее звено в структуре диалога.
3.Оформлениеречи в соответствии с авторским замыслом и ситуацией общения.
3.1. Речевой жанр и ситуация общения. Речевой жанр как конкретная технология общения,
выбранная говорящим: типическое и индивидуальное в речевом жанре (учет функционального
стиля и подстиля, речевые клише, индивидуальный стиль, конкретные целевые установки);
уместность выбранного жанра.
ПРАКТИКУМ. Стилистика произведений писателей Урала.
3.2.
Речевые средства активизации внимания и интереса слушателей. Риторические
фигуры, фигуры повтора, фигуры расположения, фигуры повтора и расположения, фигуры
имитации. Тропы. Использование речевых средств с учетом ситуации общения.
Качества образцовой речи, определяющие ее выразительность: правильность, точность,
чистота, уместность.
3.3.
Выбор языковых средств при создании монологических текстов разных жанров.
Информационная речь: языковые средства, оформляющие аннотацию, доклад, сообщение,
реферат.
Убеждающая речь: языковые средства, оформляющие выступление в ходе полемики,
дискуссии.
Побуждающая речь: языковые средства, применяющиеся при выступлениях на
политических собраниях, в беседах на различные темы.
ПРАКТИКУМ. Анализ изобразительно-выразительных средств в рассказах А. С.
Филиппович.
3.4.Культурно-речевая оценка диалогического текста. Гибкость требований к правильности,
точности и чистоте диалогической речи. Роль средств выразительности в реализации авторского
замысла в соответствии с ситуацией общения. Анализ образцовых разговорных текстов
(самостоятельный и в сравнении с необразцовыми).
Языковые средства этикетной беседы, деловой беседы, непринужденного разговора.
ПРАКТИКУМ. Роль средств выразительности в повести Ф.М. Решетникова
8

«Подлиповцы».
III.Риторическая деятельность: коммуникативный этап (исполнение речи)
1.
«Прочтение» конкретной ситуации общения.
1.1.
Параметры оценки аудитории (при исполнении монологической речи). Социальнодемографический состав, профессиональный состав, степень однородности, количественный
состав, физическое и психическое состояние, возможные потребности, интересы, мотивы
слушания.
ПРАКТИКУМ. Социологический опрос членов семей учащихся.
1.2.
Примеры оценки собеседника в диалоге. «Я-концепция», «Я-образ», имидж,
социальная и коммуникативная роли, их учет в ситуации общения. Учет мотивов общения и
ситуативного целеполагания. Типичные ошибки в восприятии человека человеком, их влияние на
общение.
ПРАКТИКУМ. Анализ диалогов в сказах П.П.Бажова.
1.3.
Учет особенностей восприятия речи слушателями. Уровни понимания содержания
информации. «Слушать» и «слышать», их различия. Роль установки. Виды слушания: активное и
пассивное, критическое и эмпатическое, рефлексивное и нерефлексивное. Приемы и техника
эффективного слушания. Умение выявить и сформулировать тему и тезис (основную мысль) в
чужой речи. Умение задавать вопросы разных типов: выясняющие, уточняющие, проблемные,
побуждающие к активности.
ПРАКТИКУМ. Обсуждение рассказа В.Папченко «Большой и маленький».
1.4.
«Прочтение» говорящего слушателями. Проблема первого впечатления. Роль
личности говорящего в процессе общения, его интеллект. Умение использовать
паралингвистические средства воздействия: голос, интонации, темп, паузы.
Умение использовать кинетические средства воздействия: позы, жесты, мимику, взгляд.
Умение организации пространства и времени. Позиции говорящего (информатор,
комментатор, собеседник, советник, эмоциональный лидер и т. д.), их влияние на
результативность общения.
ПРАКТИКУМ. Невербальные средства общения, их роль в передаче информации.
2.
Произнесение монологических речей разных жанров (по выбору учителя).
Коррекция речи в ситуации общения.
ПРАКТИКУМ. Чтение и обсуждение монологов из рассказа В.П.Астафьева «Ясным ли
днём».
3.
Особенности риторической деятельности в диалоге (этап исполнения).
Понятие об эффективности диалогичного общения. Приемы эффективного изложения
своей точки зрения. Выражение согласия и несогласия. Полемические уловки, их
распознавание и нейтрализация. Вопросы как прием ведения диалога. Способы завершения
диалога.
Практические упражнения в диалоговой форме общения.
ПРАКТИКУМ. Полемика по материалам местных СМИ на экологическую тему.
IV.Посткоммуникативный этап. Рефлексия и анализ произнесенных и прослушанных
текстов
Ситуативность и адресность анализа с учетом стиля общения, логических параметров,
целеполагания, особенностей восприятия, реализации речевого замысла.
4.Тематическое планирование учебного предмета «Речь и культура общения»
11 класс
3.Оформлениеречи Речевой жанр и ситуация общения. Речевой жанр как конкретная
в соответствии с
технология общения, выбранная говорящим: типическое и индивидуальное
авторским
в речевом жанре (учет функционального стиля и подстиля, речевые клише,
замыслом и
индивидуальный стиль, конкретные целевые установки); уместность
ситуацией
выбранного жанра.
общения – 15 ч.
Практикум
Стилистика произведений писателей Урала.
9

Речевые средства активизации внимания и интереса слушателей.
Риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры расположения, фигуры
повтора и расположения, фигуры имитации. Тропы. Использование
речевых средств с учетом ситуации общения.
Качества образцовой речи, определяющие ее выразительность:
правильность, точность, чистота, уместность.
Выбор языковых средств при создании монологических текстов разных
жанров.
Информационная речь: языковые средства, оформляющие аннотацию,
доклад, сообщение, реферат.
Убеждающая речь: языковые средства, оформляющие выступление в ходе
полемики, дискуссии.
Побуждающая речь: языковые средства, применяющиеся при выступлениях
на политических собраниях, в беседах на различные темы.
Практикум
Анализ изобразительно-выразительных средств в рассказах А. С.
Филиппович.
Культурно-речевая оценка диалогического текста. Гибкость требований к
правильности, точности и чистоте диалогической речи. Роль средств
выразительности в реализации авторского замысла в соответствии с
ситуацией общения. Анализ образцовых разговорных текстов
(самостоятельный и в сравнении с необразцовыми).
Языковые средства этикетной беседы, деловой беседы, непринужденного
разговора.
Практикум
Роль средств выразительности в повести Ф.М. Решетникова
«Подлиповцы».
III.Риторическая деятельность: коммуникативный этап (исполнение речи) – 16 ч.
1.«Прочтение»
Параметры оценки аудитории (при исполнении монологической речи).
конкретной
Социально- демографический состав, профессиональный состав, степень
ситуации общения однородности, количественный состав, физическое и психическое
состояние, возможные потребности, интересы, мотивы слушания.
Практикум
Социологический опрос членов семей учащихся.
Примеры оценки собеседника в диалоге. «Я-концепция», «Я-образ», имидж,
социальная и коммуникативная роли, их учет в ситуации общения. Учет
мотивов общения и ситуативного целеполагания. Типичные ошибки в
восприятии человека человеком, их влияние на общение.
Практикум
Анализ диалогов в сказах П.П.Бажова.
Учет особенностей восприятия речи слушателями. Уровни понимания
содержания информации. «Слушать» и «слышать», их различия. Роль
установки. Виды слушания: активное и пассивное, критическое и
эмпатическое, рефлексивное и нерефлексивное. Приемы и техника
эффективного слушания. Умение выявить и сформулировать тему и тезис
(основную мысль) в чужой речи. Умение задавать вопросы разных типов:
выясняющие, уточняющие, проблемные, побуждающие к активности.
Практикум
Обсуждение рассказа В.Папченко «Большой и маленький».
«Прочтение» говорящего слушателями. Проблема первого впечатления.
Роль личности говорящего в процессе общения, его интеллект. Умение
использовать паралингвистические средства воздействия: голос, интонации,
темп, паузы.
Умение использовать кинетические средства воздействия: позы, жесты,
мимику, взгляд.
Умение организации пространства и времени. Позиции говорящего
(информатор, комментатор, собеседник, советник, эмоциональный лидер
10

Практикум
2.Произнесение
монологических
речей
разных
жанров (по выбору
учителя)
Практикум
3.Особенности
риторической
деятельности
в
диалоге
(этап
исполнения)
Практикум
Рефлексия
анализ
произнесенных
прослушанных
текстов

и
и

и т. д.), их влияние на результативность общения.
Невербальные средства общения, их роль в передаче информации.
Произнесение монологических речей разных жанров (по выбору учителя).
Коррекция речи в ситуации общения.

Чтение и обсуждение монологов из рассказа В.П.Астафьева «Ясным ли
днём».
Понятие об эффективности диалогичного общения. Приемы
эффективного изложения своей точки зрения. Выражение согласия и
несогласия. Полемические уловки, их распознавание и нейтрализация.
Вопросы как прием ведения диалога. Способы завершения диалога.
Практические упражнения в диалоговой форме общения.
Полемика по материалам местных СМИ на экологическую тему.
IV.Посткоммуникативный этап – 4 ч.
Ситуативность и адресность анализа с учетом стиля общения,
логических параметров, целеполагания, особенностей восприятия,
реализации речевого замысла.

35
Всего часов:
5.Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательной
деятельности
Учебник: Речь и культура общения (практическая риторика). Чудинов А.П., Чудинова Е.А.
Учебное пособие для 10-11-х кл.- Екатеринбург: «Сократ»,1999.
Хрестоматии:
1.Русское красноречие. Хрестоматия / Сост. Н.А. Купина, Т.В. Матвеева. Пермь, 1993.
2.Хрестоматия по риторике / Сост. С.Ф. Иванова. Пермь, 1992. Ломоносов. Хрестоматия / Сост.
С.А. Минеева. Пермь, 1994. Цицерон. Хрестоматия / Сост. С.А. Минеева. Пермь, 1993.
Учебно-методическая литература:
Чудинов А.П., Попова Т.В. Речь и культура общения. 10 -11 - й классы. Программа курса и
методические рекомендации для учителя. - Екатеринбург: Издательский Дом «Сократ»,1999.
Электронные образовательные ресурсы:
http://eor-np.ru/ Основной сайт по ЭОР
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательный
ресурсов
http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.
htm
Федеральные образовательные ресурсы для общего
образования
http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1 Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР
http://katalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет
http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=53721 Единая коллекция ЦОР
http://www.digital-edu.ru/fcior/133/373 Единая коллекция ФЦИОР
http://www.openclass.ru/dig_resources Открытый класс
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «открытый урок»
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».