Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевая (МКОУ СОШ п. Ключевая) Приложение № 1.17 к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения» 11 класс п. Ключевая 2019 Содержание Стр. 1.Пояснительная записка 3 2.Требования к уровню подготовки выпускников 5 3.Содержание учебного предмета «Речь и культура общения» 6 3.Тематическое планирование учебного предмета «Речь и культура общения» 9 6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 11 2 1.Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: -Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 7 мая 2013 г.); -Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; -Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 года № 1089 -О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 3 июня 2008 года N 164; приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320; приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427; приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643; приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609. -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений: приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., рег. № 19682); -Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г., рег. № 19676); -Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993); -Основная образовательная программа среднего общего образования; -Устав МКОУ СОШ п. Ключевая; -Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения; -Результаты анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) в мае 2015 г. Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения» разработана на основе авторской программы Чудинова А.П., Поповой Т.В. «Речь и культура общения». 10-11 классы. Цель обучения: создание ситуативно уместных речевых произведений (текстов), обеспечение необходимого уровня развития культуры речевого общения учащихся и способствование их личностному развитию. Задачи обучения ориентированы на приобретение первичной и в то же время достаточной речевой и коммуникативной компетентности: - снять психологическую и речевую зажатость; - изучить риторический канон как теоретическую базу риторической деятельности; - освоить логические основы речи (тема, основная мысль, основной тезис, тезисно аргументативная структура текста); - практически приобщить к психологическим основам общения (целеполагание говорящего и слушающего, «прочтение» аудитории в монологе и диалоге, невербальные средства общения, способность к анализу речи на всех этапах риторической деятельности); - освоить основные законы расположения и оформления речи (выбор вида и типа речи, композиционно-жанровых особенностей). Общая характеристика учебного предмета «Речь и культура общения» Знание правил, законов речевого общения, овладение его конкретными технологиями сущностно необходимо старшеклассникам, так как обеспечивает их личностное развитие и 3 социальную адаптацию: поиск жизненных идеалов и собственной индивидуальности, характерный для старшеклассников, требует их самовыражения и самоутверждения прежде всего в речевом общении. В связи со всем вышеизложенным чрезвычайно важным является приобретение современными старшеклассниками первичной речевой и коммуникативной (т. е. риторической) эрудиции и компетенции в процессе творческой речевой деятельности, понимаемой авторами как риторическая деятельность в ситуации общения. Эта творческая (риторическая) деятельность направлена на создание собственных ситуативно адекватных речевых произведений, с помощью которых возможно реальное, подлинное общение, построенное на субъектно-субъектных началах, на взаимном уважении и понимании говорящего и слушающего. Концептуальной, научной основой содержания учебного предмета «Речь и культура общения» является риторика как прикладная наука о речевых и коммуникативных знаниях, умениях и возможных навыках, обеспечивающих необходимый уровень культуры общения в различных жизненных ситуациях, позволяющих осознанно выстраивать творческую речевую деятельность, необходимую, уместную в данной ситуации общения, по четырем параметрам: ситуативность, адресность, реализация своих целей и учет целей адресата, авторская индивидуальность. В программе предлагается деятельностное, личностно-ориентированное освоение риторики через приобретение риторической эрудиции, риторических (речевых и коммуникативных) умений и возможных навыков. Учебная модель такова: мой несовершенный текст (речевое произведение), созданный с определенной целью, — анализ этого текста с позиций риторической деятельности (о ее четырех параметрах см. выше) — формулирование риторических правил — их осмысленное практическое применение с целью совершенствования первичного текста — создание нового, более совершенного в риторическом отношении текста. Правка и совершенствование текста могут быть многократными. Воплощение предлагаемой учебной модели в образовательной деятельности невозможно без коммуникативно направленных интенсивных методов обучения. Собственно- педагогическое осмысление и применение интенсивных и коммуникативно направленных методов может и должно происходить на основе принципов концентричности расположения учебного материала, нарастания сложности предлагаемых заданий, рационализации и оптимизации учебного материала, активизации творческой и самостоятельной деятельности учащихся. Риторизированное осмысление интенсивных и коммуникативно направленных методов обучения соотнесено с параметрами риторической деятельности, понимаемой как цель и средство обучения. Риторическая деятельность строится на трех парадигмах: личностной (наличие этоса, логоса и пафоса при подготовке речевого произведения и в самом речевом тексте), технологической (изобретение, расположение, оформление, исполнение и анализ речи в соответствии с риторическим каноном) и эвристической, диагностической (кто — кому — где — когда — зачем — почему — что — как говорит). Ведущие способы деятельности при работе по данной программе можно условно разделить на три группы: 1) помогающие решить проблемы мотивации к обучению риторике, когда целостная риторическая эрудиция еще не сформирована; 2) формирующие риторическую эрудицию; 3) переводящие эту эрудицию на уровень риторических умений. В структуре программы выделены четыре раздела: 1) основы общения в риторизированном ключе; 2) риторическая деятельность: докоммуникативный этап; 3) риторическая деятельность: коммуникативный этап; 4) риторическая деятельность: посткоммуникативный этап. Раздел «Основы общения в риторизированном ключе» решает задачу первоначальной мотивации к обучению, дает понятие о речи и речевом общении, о риторической деятельности в 4 ситуации общения, знакомит с риторическими школами прошлого и современности. Раздел «Риторическая деятельность: докоммуникативный этап» имеет три подраздела: — создание содержательной концепции (авторского замысла) и изобретение речи, — расположение речи в соответствии с авторским замыслом и ситуацией общения, — оформление речи в соответствии с авторским замыслом и ситуацией общения. Логика каждого подраздела такова, что позволяет дать определенные теоретические знания, выявить особенности их преломления в монологической и диалогической речи, применить полученные знания в речевой практике при создании речей определенных видов и жанров в конкретной ситуации общения. «Линией целостности», соединяющей весь материал, становится авторская целевая установка и реальная ситуация общения, определяющие и выбор темы, и формулировку основной мысли, и выбор вида, типа и жанра речи, и композиционное решение, и выбор языковых средств. Раздел «Риторическая деятельность: коммуникативный этап» дает возможность решать задачу воплощения и коррекции авторского замысла в реальной ситуации общения. Раздел включает три подраздела: — «прочтение» конкретной ситуации общения, — произнесение монологических речей разных жанров, — особенности риторической деятельности в диалоге (этап исполнения). Такое распределение материала позволяет сохранить логику предыдущего раздела и решить все поставленные задачи на новом практическом уровне. Тема «Рефлексия и анализ прослушанных и произнесенных текстов» вынесена в раздел «Посткоммуникативный этап», но проходит через всю программу. Практическая часть курса разработана с опорой на краеведческий материал. Анализ произведений уральских писателей позволяет расширить культурологическую составляющую курса, решать задачи гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Место учебного предмета «Речь и культура общения» в учебном плане Учебный предмет «Речь и культура общения» является региональным (национальнорегиональным) компонентом. Для изучения данного предмета в учебном плане предусмотрено 35 часов в 11 классе (1 час в неделю). 2.Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения предмета ученик должен знать/понимать • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • особенности каждого вида речевой деятельности; • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных 5 типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; 3.Содержание учебного предмета «Речь и культура общения» (10-11 классы) I. Основы общения в риторизированном ключе 1. Речь и общение. Понятие речевого общения. Обратная связь в процессе общения. Виды общения в зависимости от типа аудитории, целей, отношений собеседников. Общение и речевое поведение. Понятие культуры общения, ее составляющие. Культура общения как компонент индивидуальной культуры личности. Сочетание интеллектуальной и эмоциональной сторон общения. Фазы общения: эпос — миф — эпос — логос. Целевые установки каждой фазы. Динамичный характер их взаимодействия. 2. Понятие речи как речевого произведения. Речевая ситуация общения. Позиции говорящего и слушающего. Понятие речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Соотношение речевой и риторической деятельности. Составляющие риторической деятельности: кто (говорит) — кому — где — когда — почему — зачем — что — как. 3. Риторическая деятельность как творческая деятельность по подготовке к исполнению и анализу речевого произведения. Понятие авторского замысла. Понятие целеполагания в речевом общении. Цели говорящего и слушающего. Цель как осознанно планируемый результат. Иерархия целей (ближайшая — дальнейшая, коммуникативная — логическая — прагматическая). Целевая установка в соотнесении с интересами слушателей. Адресность речи (речевого произведения). Риторика как прикладная наука, учебная дисциплина и мастерство, искусство, умение. Место риторики в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Роль слова в понимании софистов. Красноречие Сократа и Платона, основанное на знании истины, идее воздействия речи на душу человека. Риторика Аристотеля как искусство убедительной речи. Этос — логос — пафос. Ораторская теория Цицерона. Классическая схема риторического процесса. Риторика в России XVII—XIX вв. Риторика Ломоносова как наука о письменной и устной речи. Общая и частная риторики. Современные направления в развитии риторических традиций. 6 II.Риторическая деятельность: докоммуникативный этап 1.Создание содержательной концепции (авторского замысла) и изобретение речи (аналитический, стратегический и тактический этапы). 1.1. Тема и основная мысль речи (в соотнесении с ситуацией общения). Правила формулирования основной мысли. Уточнение использованных понятий в ситуативном и речевом контексте. «Старое» и «новое» в тексте. 1.2. Выбор вида речи (развлекающая, информационная, убеждающая, агитационная) в соотнесении с целями говорящего и ситуацией общения. Выбор ведущего функционального типа речи (повествование, описание, рассуждение). Оформление основной мысли в соответствии с видом и типом речи, иллюстрации к основной мысли в описании, повествовании, рассуждении, объяснении. ПРАКТИКУМ: работа с текстом П.П.Бажова «Живинка в деле». 1.3. Логика убеждающей речи (рассуждения—доказательства). Выяснение проблемности основной мысли. Основная мысль и основной тезис в соответствии с ситуативноадресными параметрами будущей речи. Основной и вспомогательный тезис. Антитезис. Проверка тезиса. Логические законы тождества и исключения третьего в работе с понятиями и тезисом. Аргументы к основному тезису: доводы и иллюстрации, соотношение доводов и вспомогательных тезисов. Доводы «к делу» и доводы «к человеку», их соотношение. Логический закон достаточного основания. Проверка доводов и иллюстраций. 1.4. Построение «логографа» (термин Т.В.Матвеевой) убеждающей речи (выступления на этические темы). ПРАКТИКУМ. Проблема добра и зла в стихотворении уральского поэта В.В.Каменского «Пожар». 1.5. Особенности этапа изобретения в диалогической речи. Спонтанность и неподготовленность разговорного диалога. Политематичность. Целеполагание, ситуативное единство и тематическая эгоцентричность как «линии целостности» непринужденных диалогов. Техника удержания основной мысли в ситуации спора. Аргументация и парааргументация в споре. ПРАКТИКУМ. Дебаты политиков и общественных деятелей (по материалам «Областной газеты»). 2. Расположение речи (линейное выстраивание) в соответствии с авторским замыслом и ситуацией общения. 2.1. Понятие композиции в соотношении со схемой и планом. Вступление, основная часть и заключение как компоненты рационально-логического членения текста. Соотношение целеполагания говорящего и слушающего и коммуникативных (целевых) установок каждой из трех частей текста. Виды вступления и заключения и требования к ним. Построение основной части: композиционные блоки, разводка, логические связки. ПРАКТИКУМ. Анализ смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка. 2.2. Композиция в соответствии с видом и типом речи, ситуацией общения, авторским замыслом и адресатом. ПРАКТИКУМ. Н.Г. Никонов «След рыси». «Логические ходы» (термин Т.А.Матвеевой) в зависимости от речевой ситуации: цепной, параллельный, смешанный; хронологический, по пространственным признакам; на основе уподоблений, противопоставлений. Особенности композиции письменной и устной речи. 2.3. Расположение материала в информационной речи. Обдуманная ясность, конкретность, упорядоченное поступательное развитие идей, целесообразное сочетание «старого» и «нового». Чередование описания, повествования и рассуждения-объяснения в информационной речи. Устный ответ и сообщение как жанры информационной речи. Композиционные особенности сообщения и устного ответа, трехчастная композиция, обязательность теоретических 7 положений и подтверждающих их иллюстраций, проявление личного отношения к предмету речи. ПРАКТИКУМ. Устное сообщение по отрывку писателя П.П. Инфантьева «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов». 2.4. Тезисно-аргументативная структура убеждающей речи (на этапе расположения). Правила предъявления и удержания тезиса. Основные способы аргументации: индуктивный, дедуктивный, по аналогии, умозаключение о причинной зависимости. 2.5. Аргументация понисходящей, восходящей, «гомеров порядок». Аргументация односторонняя и двусторонняя, подтверждающая и опровергающая. Тезисно-аргументативная структура мини-выступления во время дискуссии. 2.6. Структура диалогического текста. Структура стандартного диалогического текста: начало, передача информации, аргументирование, опровержение, принятие решения. Общие правила организации каждой из пяти стадий. Структура деловой беседы: начало, изложение своей точки зрения и аргументирование, выслушивание доводов собеседника и реакция на них, резюме (принятие решений). Построение беседы на общие темы: поиск общей темы в опоре на ситуацию общения; развернутые высказывания по выбранной теме (с опорой на описание, повествование, объяснение); чередование высказываний; при исчерпанности данной темы переход на другую; этикетное завершение разговора. ПРАКТИКУМ. Изображение деревни в рассказах уральских писателей. Структура непринужденного диалога. Спонтанность и неподготовленность разговорного текста. Структурно-содержательные показатели целостности разговорного речевого произведения: авторский замысел, ситуативное единство, линии «согласия» и «несогласия», общая тональность. Линии «согласия» и «несогласия» как сквозное действие разговора. Воплощение этих линий в речевых партиях собеседников. Микросообщение, микроописание, утверждение, обоснование, опровержение, выражение согласия и т. д. как составляющие речевой партии. Реплика как связующее звено в структуре диалога. 3.Оформлениеречи в соответствии с авторским замыслом и ситуацией общения. 3.1. Речевой жанр и ситуация общения. Речевой жанр как конкретная технология общения, выбранная говорящим: типическое и индивидуальное в речевом жанре (учет функционального стиля и подстиля, речевые клише, индивидуальный стиль, конкретные целевые установки); уместность выбранного жанра. ПРАКТИКУМ. Стилистика произведений писателей Урала. 3.2. Речевые средства активизации внимания и интереса слушателей. Риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры расположения, фигуры повтора и расположения, фигуры имитации. Тропы. Использование речевых средств с учетом ситуации общения. Качества образцовой речи, определяющие ее выразительность: правильность, точность, чистота, уместность. 3.3. Выбор языковых средств при создании монологических текстов разных жанров. Информационная речь: языковые средства, оформляющие аннотацию, доклад, сообщение, реферат. Убеждающая речь: языковые средства, оформляющие выступление в ходе полемики, дискуссии. Побуждающая речь: языковые средства, применяющиеся при выступлениях на политических собраниях, в беседах на различные темы. ПРАКТИКУМ. Анализ изобразительно-выразительных средств в рассказах А. С. Филиппович. 3.4.Культурно-речевая оценка диалогического текста. Гибкость требований к правильности, точности и чистоте диалогической речи. Роль средств выразительности в реализации авторского замысла в соответствии с ситуацией общения. Анализ образцовых разговорных текстов (самостоятельный и в сравнении с необразцовыми). Языковые средства этикетной беседы, деловой беседы, непринужденного разговора. ПРАКТИКУМ. Роль средств выразительности в повести Ф.М. Решетникова 8 «Подлиповцы». III.Риторическая деятельность: коммуникативный этап (исполнение речи) 1. «Прочтение» конкретной ситуации общения. 1.1. Параметры оценки аудитории (при исполнении монологической речи). Социальнодемографический состав, профессиональный состав, степень однородности, количественный состав, физическое и психическое состояние, возможные потребности, интересы, мотивы слушания. ПРАКТИКУМ. Социологический опрос членов семей учащихся. 1.2. Примеры оценки собеседника в диалоге. «Я-концепция», «Я-образ», имидж, социальная и коммуникативная роли, их учет в ситуации общения. Учет мотивов общения и ситуативного целеполагания. Типичные ошибки в восприятии человека человеком, их влияние на общение. ПРАКТИКУМ. Анализ диалогов в сказах П.П.Бажова. 1.3. Учет особенностей восприятия речи слушателями. Уровни понимания содержания информации. «Слушать» и «слышать», их различия. Роль установки. Виды слушания: активное и пассивное, критическое и эмпатическое, рефлексивное и нерефлексивное. Приемы и техника эффективного слушания. Умение выявить и сформулировать тему и тезис (основную мысль) в чужой речи. Умение задавать вопросы разных типов: выясняющие, уточняющие, проблемные, побуждающие к активности. ПРАКТИКУМ. Обсуждение рассказа В.Папченко «Большой и маленький». 1.4. «Прочтение» говорящего слушателями. Проблема первого впечатления. Роль личности говорящего в процессе общения, его интеллект. Умение использовать паралингвистические средства воздействия: голос, интонации, темп, паузы. Умение использовать кинетические средства воздействия: позы, жесты, мимику, взгляд. Умение организации пространства и времени. Позиции говорящего (информатор, комментатор, собеседник, советник, эмоциональный лидер и т. д.), их влияние на результативность общения. ПРАКТИКУМ. Невербальные средства общения, их роль в передаче информации. 2. Произнесение монологических речей разных жанров (по выбору учителя). Коррекция речи в ситуации общения. ПРАКТИКУМ. Чтение и обсуждение монологов из рассказа В.П.Астафьева «Ясным ли днём». 3. Особенности риторической деятельности в диалоге (этап исполнения). Понятие об эффективности диалогичного общения. Приемы эффективного изложения своей точки зрения. Выражение согласия и несогласия. Полемические уловки, их распознавание и нейтрализация. Вопросы как прием ведения диалога. Способы завершения диалога. Практические упражнения в диалоговой форме общения. ПРАКТИКУМ. Полемика по материалам местных СМИ на экологическую тему. IV.Посткоммуникативный этап. Рефлексия и анализ произнесенных и прослушанных текстов Ситуативность и адресность анализа с учетом стиля общения, логических параметров, целеполагания, особенностей восприятия, реализации речевого замысла. 4.Тематическое планирование учебного предмета «Речь и культура общения» 11 класс 3.Оформлениеречи Речевой жанр и ситуация общения. Речевой жанр как конкретная в соответствии с технология общения, выбранная говорящим: типическое и индивидуальное авторским в речевом жанре (учет функционального стиля и подстиля, речевые клише, замыслом и индивидуальный стиль, конкретные целевые установки); уместность ситуацией выбранного жанра. общения – 15 ч. Практикум Стилистика произведений писателей Урала. 9 Речевые средства активизации внимания и интереса слушателей. Риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры расположения, фигуры повтора и расположения, фигуры имитации. Тропы. Использование речевых средств с учетом ситуации общения. Качества образцовой речи, определяющие ее выразительность: правильность, точность, чистота, уместность. Выбор языковых средств при создании монологических текстов разных жанров. Информационная речь: языковые средства, оформляющие аннотацию, доклад, сообщение, реферат. Убеждающая речь: языковые средства, оформляющие выступление в ходе полемики, дискуссии. Побуждающая речь: языковые средства, применяющиеся при выступлениях на политических собраниях, в беседах на различные темы. Практикум Анализ изобразительно-выразительных средств в рассказах А. С. Филиппович. Культурно-речевая оценка диалогического текста. Гибкость требований к правильности, точности и чистоте диалогической речи. Роль средств выразительности в реализации авторского замысла в соответствии с ситуацией общения. Анализ образцовых разговорных текстов (самостоятельный и в сравнении с необразцовыми). Языковые средства этикетной беседы, деловой беседы, непринужденного разговора. Практикум Роль средств выразительности в повести Ф.М. Решетникова «Подлиповцы». III.Риторическая деятельность: коммуникативный этап (исполнение речи) – 16 ч. 1.«Прочтение» Параметры оценки аудитории (при исполнении монологической речи). конкретной Социально- демографический состав, профессиональный состав, степень ситуации общения однородности, количественный состав, физическое и психическое состояние, возможные потребности, интересы, мотивы слушания. Практикум Социологический опрос членов семей учащихся. Примеры оценки собеседника в диалоге. «Я-концепция», «Я-образ», имидж, социальная и коммуникативная роли, их учет в ситуации общения. Учет мотивов общения и ситуативного целеполагания. Типичные ошибки в восприятии человека человеком, их влияние на общение. Практикум Анализ диалогов в сказах П.П.Бажова. Учет особенностей восприятия речи слушателями. Уровни понимания содержания информации. «Слушать» и «слышать», их различия. Роль установки. Виды слушания: активное и пассивное, критическое и эмпатическое, рефлексивное и нерефлексивное. Приемы и техника эффективного слушания. Умение выявить и сформулировать тему и тезис (основную мысль) в чужой речи. Умение задавать вопросы разных типов: выясняющие, уточняющие, проблемные, побуждающие к активности. Практикум Обсуждение рассказа В.Папченко «Большой и маленький». «Прочтение» говорящего слушателями. Проблема первого впечатления. Роль личности говорящего в процессе общения, его интеллект. Умение использовать паралингвистические средства воздействия: голос, интонации, темп, паузы. Умение использовать кинетические средства воздействия: позы, жесты, мимику, взгляд. Умение организации пространства и времени. Позиции говорящего (информатор, комментатор, собеседник, советник, эмоциональный лидер 10 Практикум 2.Произнесение монологических речей разных жанров (по выбору учителя) Практикум 3.Особенности риторической деятельности в диалоге (этап исполнения) Практикум Рефлексия анализ произнесенных прослушанных текстов и и и т. д.), их влияние на результативность общения. Невербальные средства общения, их роль в передаче информации. Произнесение монологических речей разных жанров (по выбору учителя). Коррекция речи в ситуации общения. Чтение и обсуждение монологов из рассказа В.П.Астафьева «Ясным ли днём». Понятие об эффективности диалогичного общения. Приемы эффективного изложения своей точки зрения. Выражение согласия и несогласия. Полемические уловки, их распознавание и нейтрализация. Вопросы как прием ведения диалога. Способы завершения диалога. Практические упражнения в диалоговой форме общения. Полемика по материалам местных СМИ на экологическую тему. IV.Посткоммуникативный этап – 4 ч. Ситуативность и адресность анализа с учетом стиля общения, логических параметров, целеполагания, особенностей восприятия, реализации речевого замысла. 35 Всего часов: 5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебник: Речь и культура общения (практическая риторика). Чудинов А.П., Чудинова Е.А. Учебное пособие для 10-11-х кл.- Екатеринбург: «Сократ»,1999. Хрестоматии: 1.Русское красноречие. Хрестоматия / Сост. Н.А. Купина, Т.В. Матвеева. Пермь, 1993. 2.Хрестоматия по риторике / Сост. С.Ф. Иванова. Пермь, 1992. Ломоносов. Хрестоматия / Сост. С.А. Минеева. Пермь, 1994. Цицерон. Хрестоматия / Сост. С.А. Минеева. Пермь, 1993. Учебно-методическая литература: Чудинов А.П., Попова Т.В. Речь и культура общения. 10 -11 - й классы. Программа курса и методические рекомендации для учителя. - Екатеринбург: Издательский Дом «Сократ»,1999. Электронные образовательные ресурсы: http://eor-np.ru/ Основной сайт по ЭОР http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательный ресурсов http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page. htm Федеральные образовательные ресурсы для общего образования http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1 Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР http://katalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=53721 Единая коллекция ЦОР http://www.digital-edu.ru/fcior/133/373 Единая коллекция ФЦИОР http://www.openclass.ru/dig_resources Открытый класс http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «открытый урок» http://www.uchportal.ru/ Учительский портал http://www.gramma.ru Культура письменной речи 11