ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Общие положения Образовательная деятельность МКОУ СОШ п. Ключевая осуществляется на основе базового образования, определённого Министерством образования Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Учебный план начального общего образования – нормативный документ по введению и реализации ФГОС НОО. Он является частью Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план начального общего образования ориентирован на максимально полное удовлетворение образовательных потребностей учащихся, так как составлен в соответствии с целями и задачами «Программы развития МКОУ СОШ п. Ключевая на период с 2020 по 2025 год», предполагающими создание оптимальных условий для социализации личности учащихся, повышение уровня их образованности; на мотивацию всех участников образовательных отношений; на познавательную активность и формирование стремления к самообразованию, саморазвитию и самоопределению. 2.Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план МКОУ СОШ п. Ключевая разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; и документов, регламентирующих реализацию образовательной программы общеобразовательного учреждения в 2021-2022 учебном году: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции); Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (в актуальной редакции); Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 18.05.2020) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" Устава МКОУ СОШ п. Ключевая; Основной образовательной программы начального общего образования; 3.Санитарные нормы Режим работы школы следующий: 1) 5-дневная рабочая неделя; 2) занятия проводятся в первую смену; 3) продолжительность уроков в 1 классе в 1 полугодии: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре- декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый, во 2 полугодии по 4 урока в день по 40 мин; 2 4) продолжительность уроков во 2-4 классах – 40 минут каждый; 5) в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; 6) продолжительность перемен – 10 мин, две большие перемены – по 20 мин, после второго урока – обед. 4.Структура и основные особенности формирования учебного плана Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице: N п/п 1 2 3 4 Предметные Дополнительные основные задачи реализации области содержания для учащихся с ЗПР. Русский язык и Овладение грамотой, основными речевыми формами и литературное чтение правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Родной язык и 1 Формирование первоначальных представлений о литературное чтение единстве и многообразии языкового и культурного на родном языке пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. Иностранный язык Направлен на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Математика и Овладение началами математики (понятием числа, информатика вычислениями, решением простых арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни 3 5 6 7 8 Обществознание и Формирование уважительного отношения к семье, естествознание населенному пункту, региону, России, истории, культуре, (Окружающий мир) природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Искусство Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр и другие) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства. Технология Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Физическая Укрепление здоровья, содействие гармоничному культура физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и 4 независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Обучение ведется по УМК «Школа России» Иностранный язык представлен предметом Иностранный язык (английский). Родной язык и литературное чтение на родном языке представлены предметами Родной язык (русский) и Литературное чтение на родном (русском) языке (с учётом пожеланий родителей) Искусство представлено двумя предметами Музыка и Изобразительное искусство. Информатика (обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности) изучаются в качестве учебного модуля предмета Технология Коррекционно-развивающая область является обязательной частью освоения АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия» Коррекционно-развивающая область решает задачи: помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. 5. Текущий контроль и промежуточная аттестация Структура школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся, формы промежуточной аттестации обучающихся регламентируются локальными актами школы: - Критерии и нормы оценивания результатов учебной деятельности учащихся по предметам на ступени начального общего образования (Утверждены приказом директора №57,1-од от 29.08.2019 г.) - Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МКОУ СОШ п. Ключевая (Утверждены приказом директора №57,1-од от 29.08.2019 г.) 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НЕДЕЛЬНЫЙ) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 класс Всего 2 класс Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Русский язык Литературное чтение Родной язык (русский) Литературное чтение на родном (русском) языке Иностранный язык (английский) 5 5 10 4 4 8 0,5 – 4 Окружающий мир 2 Музыка 1 Изобразительное искусство 1 Технология Технология 1 Физическая культура Физическая культура 2 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционно-развивающие курсы 1 0,5 0,5 Математика Искусство 0,5 21 * 2 1 2 4 2 1 1 1 2 23 * 2 2 8 4 2 2 2 4 44 * 4 * Часть, формируемая участниками образовательных отношений, осуществляется через внеурочную деятельность во второй половине дня согласно плана внеурочной деятельности РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное). Реализация программ внеурочной деятельности осуществляется во второй половине дня. Механизм выбора программ внеурочной деятельности 6 представляет собой анкетирование родителей (законных представителей). Выбор следующих программ внеурочной деятельности составил 100%: Направление внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности Цель программы внеурочной деятельности Физкультурноспортивное и оздоровительное «Азбука здоровья» Формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье (режим, питание, гигиена) Общекультурное «В мире искусства» «Бумажная пластика» Развитие интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России Духовнонравственное Социальное «Я и моя семья» «Затейники» Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов 7